Рассказ сэнди о верованиях коренного населения австралии


Начнем с простейших видов этих представлений — с материалов о колдовстве. Все исследователи сходятся на том, что у коренных жителей Австралии наиболее обычным приемом магии является поражение врага на расстоянии с помощью колдовской заостренной палочки — костебоя, в результате чего человек якобы заболевает и часто умирает.

Этот колдовской предмет представляет собой заостренную на одном конце палочку или кость 6—9 дюймов длины, к другому концу которой прикрепляют смолу и веревку из человеческих волос. Поверхность палочки часто покрывается орнаментом или украшается пухом. Название такого колдовского предмета различно у разных племен и в пределах одного племени в зависимости от украшений или материала палочки.

Так, например, у племен arunla и ilpirra она известна под названиями injilla, irna, takula, у племени kaitish — imwania, unqurlia, therpera, atnilinga и т. д.

Австралиец, изготовив костебой, относит его в уединенное место в кустах и шепчет над ним различные недобрые пожелания своему врагу вроде: «Пусть твое сердце разорвется»; «пусть треснет твой спинной хребет и лопнут твои ребра». Через некоторое время он приносит костебой домой и прячет поблизости от стойбища. Как-нибудь вечером, когда стемнеет и все соберутся у костра, не замеченный никем, он достает свою палочку и крадется в направлении врага.


Держа костебой в руках, австралиец наклоняется над ним, повторяя заклинания. Обернувшись спиною к стойбищу, он резким движением бросает палочку через плечо по направлению врага. Но верованиям туземцев, «чудесный» предмет будто бы вонзится в тело человека и тот, ничего не подозревая, начнет хиреть и умрет.

У центральноавстралийских племен вера в колдовской предмет связана с понятием arungquiltha. Arungquiltha — представление о том, что некоторые вещи обладают «ядовитыми магическими свойствами». Термин этот употребляется и для названия самого предмета, и для определения его «чудодейственных» свойств. Указывая на смутность, неопределенность этого понятии, Спенсер и Джиллен делают неожиданный вывод, что aninqiiiltlia —-это злой дух, находящийся в предмете.

Такое объяснение никак нельзя согласовать с утверждением, что религиозное представление, о котором идет речь, отличается смутностью и неопределенностью. Исследователи толкуют понятие arungquiltha как «пагубное влияние». Сами духи-предки, которые у арунта называются iruntarinia, иногда вредят людям при помощи все той же колдовской заостренной палочки. Если iruntarinia оскорблен чем-либо, он будто бы может внедрить в тело обидчика ullinka, которая представляет собою заостренную палку с крючком на конце, с привязанной к ней веревкой, потягивая за которую, он вызывает жестокую боль.


Палочка может быть извлечена только очень искусным колдуном. У племени immatjera колдовскую палочку ingwaninga бросают недалеко от мужского стойбища. Если утром обнаружится, что острие обломано, это значит, что оно вошло в тело врага. 64 Племя wiradjuri употребляет деревяшку, похожую на трещотку, называемую dutimal. Ее кладут около костра так, чтобы она была обращена острием по направлению к человеку, которому хотят нанести вред.

Туземцы верят, что, когда эта деревяшка достаточно нагреется, она прыгнет и войдет в тело жертвы. 65

Приведенные факты говорят, что, по верованиям австралийцев, действует не arungquiltha как нечто отдельное от предмета, а сам предмет. Вся колдовская практика австралийских знахарей основана на вере во внедрение в тело человека маленьких кусочков дерева, кости и т. п. Приступая к «лечению» больного, колдун тщательно ощупывает человека, чтобы найти это «нечто», проникшее в тело пациента. Все его искусство заключается в умении извлечь колдовской предмет и тем самым ликвидировать причину болезни.

В основе представления о причинах болезни и способах ее лечения, широко распространенных по всей Австралии, лежат верования в «чудесные» предметы — палочки, косточки, камешки, стекло, которым туземцы приписывают фантастическое свойство: по желанию дикаря они проникают в тело врага и наносят ему вред,


У центральноавстралийских племен, в частности у арунта, наряду с указанными выше верованиями известны и другие представления, согласно которым arungquiltha имеет более самостоятельное значение. У арунта имеется магический предмет — ungakura, которому туземцы приписывают особенную силу. Ungakura — это моток длинной веревки из человеческих волос; к этой веревке прикреплены с одного конца 5—6 заостренных косточек, а с другого — косточка и пара ястребиных когтей.

«Косточки полны arungquiltha, которая может быть направлена в жертву, и в дополнение к этому колдун может заставить когти войти внутрь жертвы, где они все время царапают и щиплют его внутренности, особенно печень и кишки».

По видимому, согласно верованиям арунта, существует как бы дне arungquiltha— первая неразрывно связана с предметом, итораи представляет собой нечто отделимое от предмета.

Перед глазами исследователя — процесс становления анимистический верований, процесс постепенного абстрагирования фантастических свойств предметов, процесс отрыва в представлении дикаря «чудесных» качеств предмета от самого предмета. Это и есть процесс образования веры в духов, которые живут в предметах и явлениях природы.

Нет никакого сомнения, что первая форма arungquiltha более древняя, чем вторая. Характерно, что в случае поражения людей «неосязаемой» arungquiltha колдун оказывается бессильным помочь беде. По-видимому, представления о болезни и колдовские способы ее «лечения» сложились у австралийцев тогда, когда господствовали верования в «чудесные» предметы в первоначальной форме.


Представление о самих колдунах в Австралии неразрывно связано с верой в предметы, наделенные сверхъестественными свойствами. Колдовать может тот, кто тем или иным путем достал «чудесные» камни-фетиши, «чудесные» предметы.

Предпочтение в глазах австралийца имеют кристаллы кварца, особенно светлые и прозрачные; употребляются также осколки стекла от бутылок, кости животных и людей; кусочки древесного угля, веревки и т. д. Вся суть так называемых посвящений» в колдуны сводится фактически к овладению этими предметами.

Хоуптт приводит рассказ колдуна Tankli из племени kuri о том, как он стал колдуном. Суть посвящения сводится к тому, что юноше дали блестящие предметы вроде стекла, которые вошли в его тело. Именно в них заключена вся сила колдуна. Tankli по неосторожности лишился их и с тех пор потерял колдовскую силу.

В другом описании посвящения юноши в колдуны из племени wiradjuri сообщается, что ему вложили внутрь большие кристаллы кварца, в руки дали камни и научили извлекать их из тела. Существует представление, что мифические предки снабжают колдуна специальными заостренными палочками, при помощи которых они будто бы могут магически убивать людей.

Некоторые австралийские племена верят, что колдуны могут подниматься па небо для того, чтобы заполучить какой-нибудь «чудесный» предмет.


Таким образом, по верованиям австралийцев обладание «чудесными» предметами делает человека колдуном. Чем больше таких предметов имеется у колдуна, тем более могущественным и значительным он становится в глазах туземцев.

По сообщению Мэтью, у племени kabi сила колдуна зависит от количества священных камешков и от количества yur-ru — веревок, которыми он обладает. Один из терминов для обозначения колдуна как раз и означает «хрусталиков много». В северо-западной части штата Новый Южный Уэллс колдуны иногда устраивают род состязаний, на которых они демонстрируют свои магические предметы.

Победителем признается тот, кто извлек их из своего тела в наибольшем количестве.

Источник: www.SunHome.ru

Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации.


чреждении»
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Источник: infourok.ru


Мифология аборигенов Австралии, заселивших этот материк ещё в мезолите и позднем неолите и сохранивших весьма архаическую культуру. Юго-восточные племена, хорошо изученны ещё А. Хауиттом. Австралийская мифология:тесно переплетена с ритуальной жизнью австралийских племён;отражает тотемические культы и обряды интичиума — магического размножения животных своего тотема;—"— календарный культ великой матери (на севере страны);—"— универсально распространённые обряды инициации.В рамках обрядов инициации перед юношами, проходящими посвящение, инсценировались мифы для передачи им основ традиционной племенной мудрости. Некоторые мифы строго соотносятся с ритуалами, являясь их составной частью и символически их дублируя, другие — сравнительно независимы от ритуалов, но включают сакрализованную засекреченную информацию (напр., маршруты странствий тотемных предков). Наряду с эзотерическими мифами, существуют и экзотерические, предназначенные для устрашения непосвящённых или общего развлечения (последние находятся на пути превращения мифа в сказку).Как бы ни соотносились отдельные мифы и ритуалы[1], в принципе их объединяет единая мифологическая семантика, единая символическая система.


ли, например, собственно мифы, посвящённые странствиям тотемных предков, сосредоточены на описании мест, которые они посетили, и следов, которые там оставили (холмы, озёра, корни деревьев и т. п.), то песня в основном направлена на величание тех же героев, а сопровождающая песню ритуальная пляска, изображая в принципе те же странствия, нацелена прежде всего на подражание движениям животного. Изоляция новичков, проходящих обряд инициации, отражается в мифе как уход героя, проглатывание его чудовищем и последующее выплёвывание (или освобождение родственниками из тела чудовища).Сколько-нибудь единой мифологии австралийцев не существует. Имеется лишь ряд типологически сходных архаических племенных систем. Представления о космосе как целом развиты слабо, в мифах фигурирует главным образом не макрокосм, а микрокосм (точнее — мезокосм) в виде кормовой территории локальной группы и её ближайших соседей (иногда локальная группа оказывается хранительницей части мифа, действие в которой происходит на её территории). Поэтому самые распространённые австралийские мифы носят характер местных преданий, объясняющих происхождение всех сколько-нибудь заметных мест и природных объектов — холмов, озёр, водных источников, ям, больших деревьев и т.

, которые оказываются «памятником» деятельности мифического героя, следами его стойбища, местом его превращения в чурингу. Маршруты странствий мифологических героев идут большей частью в направлении с севера на юг и юго-восток, что примерно соответствует направлению заселения материка.Действие в австралийских мифах отнесено к особой стародавней мифологической эпохе (мифическому времени), которая противостоит текущему эмпирическому времени. Название мифической эпохи варьируется у различных племенных групп:алтьира — у аранда,мура — у диери,джугур — у алуриджа,мунгам — у бинбинга и т. д.У некоторых австралийских племён мифическая эпоха первотворения обозначается тем же словом, что и «сновидение». Во времена «сновидения» мифические герои совершили свой жизненный цикл, вызвали к жизни людей, животных и растения, определили рельеф местности, установили обычаи. Священные предметы, в которые они в конце концов превратились — естественные (скалы, деревья) или искусственные (чуринги), сохраняют их магическую силу и могут быть средством размножения тотемных животных или источником «душ» новорождённых детей, которые у некоторых племён мыслятся как перевоплощение предков. События времён «сновидения» могут воспроизводиться в снах и обрядах, участники которых в известном смысле отождествляются с изображаемыми предками.

У центральноавстралийских племен (напр., у аранда и лоритья) мифические герои — это, как правило, тотемные предки, существа двойной — антропоморфной и зооморфной природы, прародители и создатели определённой породы животных или вида растений, и в то же время человеческой группы, которая рассматривает данных животных как своего тотема.Почти все тотемические мифы аранда и лоритья строятся по одной схеме: тотемные предки в одиночку или группой возвращаются на свою родину — на север (реже — на запад).


дробно перечисляются поиски пищи, трапезы, стойбища, встречи в пути. Недалеко от родины, на севере, часто происходит встреча с местными «вечными людьми» того же тотема. Достигнув цели, уставшие герои уходят в нору, пещеру, под землю, превращаясь в скалы, деревья, чуринги. В местах стоянок и особенно в местах смерти (точнее, ухода в землю) образуются тотемические центры. В некоторых мифах (напр., о людях-котах) тотемные герои несут с собой культовые жезлы, которые используют как оружие или орудие для пробивания дороги в скалах (образование рельефа), чуринги и другие культовые предметы.Иногда действующими лицами мифа являются вожди, ведущие за собой группу юношей, только что прошедших обряд инициации; группа совершает на пути культовые церемонии с целью размножения своего тотема.Странствие может принимать характер бегства и преследования:большой серый кенгуру убегает от человека того же тотема, человек с помощью юношей убивает животное, которое затем воскресает, оба (животное и человек) превращаются в чуринги;красный и серый кенгуру убегают от людей-собак, а затем от человека-сокола;двух змей преследуют люди того же тотема;рыб преследует краб, а затем корморан;один из бегущих эму растерзан людьми-собаками и т. д.[2]Небесные явления не занимают в австралийской мифологии, в частности у аранда и лоритья, столь большого места, как в развитых мифологиях. Известный мифологии аранда образ «хозяина неба» — Алтьира (по К. Штрелову), весьма пассивен и не играет существенной роли в мифологических сюжетах. Немногочисленные сказания о небесных светилах включаются в круг тотемических мифов.Луна (месяц) представляется мужчиной, первоначально принадлежавшим к тотему опоссума. С каменным ножом месяц поднимается на небо, бредёт на запад, затем спускается по дереву на землю. Наевшись опоссумов, месяц увеличивается в размерах (полнолуние), утомлённый, принимает вид серого кенгуру; в этом виде его убивают юноши, но один из них сохраняет кость кенгуру, из которой снова вырастает месяц (новолуние).Солнце представляется девушкой, поднявшейся по дереву на небо.Плеяды —"— девушками из тотема бандикута, ставшими свидетельницами церемонии посвящения юношей и по этой причине превратившимися в камни, а затем в звёзды.Некоторые тотемные предки аранда выступают в роли культурных героев. Во время своих странствий они вводят различные обычаи и обряды.Огонь добывается представителем тотема серых кенгуру из тела гигантского серого кенгуру, на которого он охотится[3]; подобные мифологические сюжеты характерны для примитивного хозяйства, в котором преобладает присвоение человеком готовых плодов природы.Два человека-сокола, пришедшие с севера в землю аранда, учат других людей пользоваться каменным топором.Забытые людьми брачные правила снова устанавливаются одним из предков тотема кенгуру-древолазов по имени Катукан-кара.Введение брачных правил приписывается также человеку-эму.Введение обрядов инициации, играющих важную роль в жизни австралийских племён, и связанных с ними обрядовых операций на теле приписывается тотемным предкам — диким котам и ящерицам-мухоловкам.Сказания о странствиях «вечных людей» времён алтьира, ставших впоследствии ящерицами-мухоловками, играют важную роль, приобретая характер антропогонического и отчасти космогонического мифа. Традиция относит их странствия к наиболее ранним, однако сами сказания знаменуют, по всей видимости, менее примитивную ступень развития мифологии, поскольку речь в них идёт по существу о возникновении «человечества», а не о происхождении какой-то одной тотемной группы. Согласно этим сказаниям, земля первоначально была покрыта морем (концепция, широко распространённая в различных мифологических системах), а на склонах скал, выступающих из воды, кроме «вечных» мифических героев, находились уже т. н. релла манеринья — то есть «склеенные люди» (по К. Штрелову) или инапатуа (по Б. Спенсеру и Ф. Гиллену) — кучки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на сырое мясо. Уже после высыхания земли мифический герой — тотемный предок «ящериц» — пришёл с севера и отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот и т. п. Этим же ножом сделал им обрезание[4], научил их добывать огонь трением, готовить пищу, дал им копьё, копьеметалку, бумеранг, снабдил каждого чурингой (как хранительницей его души), разделил людей на фратрии («земля» и «вода») и брачные классы. Эти действия позволяют рассматривать данный мифический персонаж как типичного для первобытной мифологии культурного героя-демиурга.Наряду с «эволюционной» мифологической концепцией происхождения людей из несовершенных существ, в некоторых мифах аранда «вечные» герои «эпохи сновидений» выступают и как подлинные прародители людей и животных. Согласно мифу тотемной группы бандикута, из подмышек некоего тотемного предка по имени Карора вышли бандикуты, а в последующие дни его сыновья — люди, начавшие охотиться на этих бандикутов[5]. Этот антропогонический и одновременно тотемический миф сплетён с мифом космогоническим: в начале времён была тьма, и постоянная ночь давила на землю, как непроницаемая завеса, затем появилось солнце и разогнало тьму над Илбалинтья (тотемный центр бандикутов).Аналогичные сказания о странствиях тотемных предков, имеющиеся и у других австралийских племён, записаны менее полно. У диери и других племён, живших юго-восточнее аранда, вокруг озера Эйр, имеются многочисленные сказания о странствиях мура-мура — мифических героев, аналогичных «вечным людям» аранда, но с более слабыми зооморфными чертами. Со странствиями мура-мура также связываются образование различных черт ландшафта, введение экзогамии и тотемических наименований, употребление каменного ножа для обрезания и добывания огня трением, «доделывание» несовершенных человеческих существ, а также происхождение месяца и солнца.Мифы о предках не всегда повествуют об их странствиях. Некоторые предки (в том числе у аранда) не совершают длительных путешествий. В частности, у мункан имеется много мифов об образовании тотемических центров после ухода тотемных предков (пульвайя) под землю. Уходу под землю часто предшествуют ссоры и драки между пульвайя с нанесением друг другу увечий и смертельных ран. Хотя пульвайя представлены как антропоморфные существа, в описании их поведения отразились наблюдения над образом жизни и повадками животных, а некоторые обстоятельства жизни пульвайя объясняют особенности этих животных (многие из черт физического облика животных мотивируются увечьями, которые были нанесены им тотемными предками ещё в стародавние времена). Отношения дружбы и вражды пульвайя соответствуют взаимосвязям различных животных и растений в природе.

В мифах северных и юго-восточных племен Австралии наряду с тотемными предками есть и более обобщённые и, по-видимому, развившиеся позднее образы «надтотемных» мифических героев.На севере известна старуха-мать (фигурирует под именами Кунапипи, Клиарин-клиари, Кадьяри и т. д.) — матриархальная прародительница, символизирующая плодовитую рождающую землю и связанный с ней образ змея-радуги.На юго-востоке — патриархальный всеобщий отец (Нурундере, Кони, Вирал, Нурелли, Бунджиль, Байаме, Дарамулун), живущий на небе и выступающий в роли культурного героя и патрона обрядов инициации.Мать и отец могут принадлежать к различным, иногда сразу к нескольким тотемам (каждая часть их тела может иметь свой тотем) и, соответственно, являться общими предками (то есть носителями и первоисточниками душ) различных групп, людей, животных, растений. В мифах фигурируют обычно не одна, а несколько «матерей», иногда две сестры или мать с дочерью. Эти сказания и соответствующий им ритуал связываются с одной из «половин» (фратрий) племени, что допускает и предположение о частичном генезисе образов матерей из представлений о фратриальных прародительницах.У юленгоров, живущих в Арнемленде, мифическими предками являются сёстры Джункгова. В мифе о них хранительницами ритуальных секретов являются сначала женщины, но мужчины отнимают у них свои тотемы и секреты, а прародительниц отгоняют пением. Спустя много времени после исчезновения Джункгова на западе появляются две другие сёстры Ваувалук, которые завершают дело своих предшественниц.В некоторых мифах большую мать в странствиях сопровождает змей-радуга, а у муринбата радужный змей Кунмангур сам выступает предком. В образе змея-радуги, широко известном на большей части территории Австралии, объединяются представления о духе воды, змее-чудовище и магическом кристалле употребляемом колдунами. Мифы о радужном змее и матерях-прародительницах тесно связаны со сложной обрядовой мистерией, устраиваемой до начала дождливого сезона в честь матери-земли Кунапипи, воплощающей плодородие. Проглатывание и выплёвывание змеем людей связано (как и у других народов) с обрядом инициации (символика временной смерти, обновления). В сюжете с проглатывании змеем сестёр Р. М. Берндт находит также эротическую символику, связанную с магией плодородия.В одном из мифов (и в соответствующем ритуале) племени муринбата старуха Мутинга сама проглатывает детей, а у племенной группы мара имеется сказание о мифической матери, убивающей и съедающей мужчин, привлечённых красотой её дочерей. Такой облик, казалось бы, мало согласуется с традиционным мифологическим представлением о могучей прародительнице. Однако не только у австралийцев, но и у других народов (напр., у индейцев квакиютль; по материалам Ф. Боаса) миф о злой старухе-людоедке связан с представлением о посвящении юношей в полноправные члены племени (у австралийцев) или мужского союза (у индейцев).Образ племенного «великого отца» у юго-восточных племён выводится С. А. Токаревым из несколько более примитивных образов, в которых имеется зародыш представления о боге-творце:олицетворения неба (типа Алтьира у аранда);тотема фратрии;культурного героя;патрона инициации и духа-страшилища, превращающего мальчиков во взрослых мужчин (в него верят только непосвящённые).Почти все они фигурируют в качестве великих предков и учителей людей, живших на земле и впоследствии перенесённых на небо.У племени кулин высшим существом считается великий отец Бунджиль;у племён юговосточного побережья (юин и др.) — Дарамулун;у камиларои, вирадьюри и юалайи Дарамулун занимает подчинённое положение по отношению к Байаме.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА С.А. ТОКАРЕВ

Источник: zen.yandex.ru

Слайд 1

«Австралия. Верования коренного населения Австралии» Модуль «Основы мировых религиозных культур». 4 класс Учитель начальных классов Кривец Н.Л.

Слайд 2

АВСТРАЛИЯ находится в южном полушарии, омывается водами Индийского и Тихого океанов

Слайд 3

АВСТРАЛИЯ – самый маленький материк земного шара

Слайд 4

Фауна Австралии уникальна. Австралию населяют животные, которых больше нет нигде на планете Кенгуру – один из символов Австралии Тасманский дьявол Утконос Калонг. Летучая лисица

Слайд 5

Страус эму Крокодил Коала – сумчатый медведь Ехидна

Слайд 6

Вомбат – сумчатое травоядное млекопитающее, самый большой «хомячок» в мире, достигает веса 45 килограмм

Слайд 7

Флора Австралии уникальна, это объясняется тем, что Австралия изолирована от других материков Травяное дерево – редкая форма жизни многолетних растений Бутылочное дерево – приспособлено скапливать влагу во время засух Бутылочное дерево бывает таким Огненное дерево – австралийская акация

Слайд 8

Австралийские аборигены — коренное население Австралии, также иногда называемые «австралийскими бушменами», в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира В Австралии около 400 различных коренных народов. Каждый из них отличается не только особым названием, но и имеет особый язык или характерный диалект.

Слайд 9

БУМЕРАНГ – ещё один символ Австралии. Бумеранг — деревянная метательная палица. Некоторые виды обладают особой аэродинамической формой, которая позволяет повышать дальность броска и способствует возвращению к месту запуска. В прошлом — боевое и охотничье оружие Бумеранг способен пролетать дистанцию в 90 метров и подниматься на высоту до 15 метров. Бумеранг широко известен в силу своего свойства возвращаться назад, к месту, с которого был произведён бросок. В действительности этим свойством обладают далеко не все бумеранги — только возвращающиеся, да и реализуется оно только при надлежащем умении и с непременным учётом силы и направления ветра.

Источник: nsportal.ru

Кто такие аборигены Австралии, откуда прибыли

Откуда пришли аборигеныЗа всю историю обитания на земле Австралии, насчитывающую несколько десятков тысяч лет, эта народность мира осталась по-прежнему дикой и отсталой. А это почти полмиллиона человек.

Скорей всего, мы никогда не узнаем достаточно точно, когда первые аборигены оказались на этом материке и каким образом добрались. Предположительно попали они сюда морем с территории нынешней Индонезии. По одним данным, это произошло около 50 тысяч лет назад, по другим – 65 тысяч, по третьим – 70.

Но более 40 тысяч лет неизменно оставался первобытным уклад их жизни. И мог оставаться таковым еще долго, если бы не появились европейцы, которые решили освоить эти земли. Только с ними коленные жители материка узнали о благах цивилизации.

Почему племена называют австралийскими бушменами

Если охарактеризовать внешний облик типичного представителя коренного населения этого материка, это темнокожий с пышной гривой вьющихся волос. Лицевая часть черепа у него выпуклая, а основание носа широкое. Коренных австралийцев иногда называют «австралийскими бушменами».

Важно! Буш – необъятные просторы земли, заросшие кустарником или низкорослыми деревцами, типичные для отдельных районов Африки и Австралии,

И хоть телосложение у бушменов довольно щуплое, они спортивны и имеют довольно развитую мускулатуру.

Традиции добывания пищи

Современные аборигены Австралии по сей день чтят церемонии, известные с древности как обряды умножения. Когда-то их предки таким путем пытались хотя бы частично решить задачу умножения количества добываемой пищи или вызывать дождь. Способы применялись самые разные:

  • шлифовали священный камень или натирали его красной охрой;
  • занимались уборкой тотемного участка;
  • окропляли кровью из вены священный камень или доски:
  • исполняли особые песни и танцы.

Добывание огняАзбука выживания коренных австралийцев требовала от них усвоить самые важные уроки жизни:

  1. Умение добывать пищу. За многие тысячелетия коренные жители континента приспособились и к превратностям климата, и к местной растительности, и к животной пище. Но потребовалась особая сноровка и множество знаний. Их передавали из поколения в поколение.

Важно! Первой ритуальной песней, выученной малышом-аборигеном, была песнь о расположении колодцев и источников воды в округе, а совсем не о духах или героях.

Детки знали и песнь, и те места, где источники воды расположены. Они могли и добыть воду, находясь далеко от источника. В их обязанности входило также разорение гнезд птиц и черепах в поисках яиц, собиранием плодов и кореньев различных растений вместе с женщинами. Этого требовало традиционное разделение ролей в семье аборигенов, мужчины которых с бумерангом или дротиком охотились на кенгуру, валлаби, более мелкую дичь и рыбачили. Мальчиков с детства обучали тонкостям охоты. Так что добыча пищи не была для них проблемой.

Когда и что можно есть, этим людям подсказывала сама природа. Расшифровать ее знаки было просто, ведая всеми секретами годичных циклов растений и повадками животных. Состав «продуктовой корзинки» мог быть очень разнообразным. При этом среди аборигенов существовали запреты на некоторые виды пищи для детей и беременных женщин, а была и, наоборот, снедь, которую собирали только для младенцев и кормящих матерей.

  1. Умение приготовить пищу. Способы известны различные. Но среди наиболее интересных – пользование земляными печами капмари в местах постоянной охоты. Это просто яма до 2 м глубиной, на дне которой разжигается костер. Готовили в них крупную дичь, черепах в прямо в панцирях, рыбу и овощи. В горячей золе запекали орехи, семена и коренья.

В сыром виде они ели преимущественно фрукты, ягоды, различных насекомых и их личинки.

Социальная организация племен

Современные исследования лишь подтверждают, что часть коренного населения по сей день сохранили образ жизни, нисколько не отличающийся от того, который тысячелетиями вели их предки. А это ежедневная схватка с природой, непрекращающиеся поиски воды и пищи. Общественные взаимоотношения аборигенов Австралии и их личное поведение предопределялись, прежде всего, системой родства.

РодствоРодство – это отношения между людьми, основанные на общем происхождении, а также возникшие с заключением брака. Если человек входил в чужую группу, он обязательно обретал собственное место в структуре родства.

Система родства аборигенов Австралии:

  1. Семья – укоренившийся институт, через который в обществе австралийских аборигенов происходило оформление и проявление производственных отношений. Женщины для них совсем не представитель противоположного пола, а весьма полезный производитель существенной части пищи, необходимой для потребления. Кроме того, именно женщины обеспечивали воспроизводство населения, воссоздавая тем самым производительную силу – новых мужчин и женщин. Такова женская природа.
  2. Локальная наследственная группа – люди, объединенные происхождением по отцовской линии: мужчины, незамужние женщины, рожденные в группе, жены, взятые из других групп. В руках мужчин, предназначение которых властвовать, сосредоточена исполнительная власть. Женщины, вышедшая замуж, выходит и из группы, но духовной связи с землей не теряет. Мужчина, напротив, от рождения до смерти остается членом группы.

Важно! Ребенок всегда остается членом рода своего отца и входит в его группу. Группа совместно владеет землей.

Семьи и локальные группы могли быть довольно прочно связаны между собой. Способствовало упрочению связей и убеждение аборигенов, что воплощения у родственников в разных местностях могут быть самыми разными. Так что распознать их часто оказывается непросто.

К близким родственникам, например, могли относиться представители одного поколения:

  • все братья отца – тоже отцы, а их дети по мужской линии братья – не кузены;
  • всех сестры матери – тоже матери, а их дочери – сестры.

Зато сестры отца и братья матери, как и положено, считали тетями и дядями.

Языки и наречия коренных жителей

Пока европейцы не появились на материке, из 500 наречий, на которых говорили местные жители, ни один не повторялся. И сегодня у каждого коренного племени австралийцев собственный уникальный язык.

Лингвисты говорят, что их не менее 200, и лишь у единичных племен имеется письменность. Зато английским языком они овладели все.

Интересно! Языки австралийских аборигенов существуют преимущественно в устном виде. А все потому, что большинство племен письменность так и не освоили.

Верования австралийских аборигенов

Почему-то, наблюдая за коренными жителями нового континента, европейцы решили, что никакой религии у аборигенов нет. О, как же они заблуждались!

Те, кто населял материк до пришествия европейской цивилизации, были глубоко убеждены, что жизнь на Земле сотворило некое божество. Многие из них до сих пор верят в существование не только физической реальности, а еще и мира духов (снов). И Солнцем, и Луной, и остальными светилами по их пониманию управляют тоже духи.

При этом и земные люди способны влиять на дела небесные.

Австралийский СтоунхенджЕсть у австралийцев свой Стоунхендж. Не меньше 10 тысяч лет образуют ровные круги валуны из базальта метровой высоты в 45 км от Мельбурна. Не существует точных подтверждений, каково их значение. Но совершенно точно коренное население Австралии уже тогда знало о движениях звезд и планет именно благодаря этому сооружению из камня.

Главным объектом поклонения бушменов является священная гора Улуру. В Европе ей дали название Эйрс или Айрес-Рок. По уверению аборигенов она как дверь между мирами, и всякий, кто поднимется на ее вершину, прогневит тем самым духов и предков. А ученые утверждают, что этой святыне более 6 млн лет.

Жрецы, знахари и хилеры

У австралийских аборигенов не было жрецов, зато были знахари и колдуны.

Знахарь – характерный представитель белой магии. Он практикует лечение целебными травами, использование разных форм заговора и гипноза. Если больной выздоравливал, приписывалось это обычно магическим силам. А излечение часто оказывалось возможным, потому что в силу и способности знахаря верят его сородичи. Он помогал также достичь успеха в делах любовных.

У аборигенов Австралии случалось, что в одном лице объединялись знахарь и колдун. Таких на несколько племен можно было пересчитать по пальцам. Он умел вызывать смерть, и никто не смел сомневаться в их могуществе. Колдунов же боялись, в равной мере собственных и из чужих племен тоже.

О хилерах

Не одно десятилетие продолжаются горячие споры о феномене хилеров – целителей, нетрадиционных хирургов. Их способность осуществлять практически хирургическое вмешательство без скальпеля, анестезии и наркоза часто подвергается сомнению. Но эти необычные операции могут наблюдать все желающие, ведь проводятся они при свете дня, и могли за всеми действиями.

Живут хилеры в основном в северной части Филиппин.

Астрономические и космологические представления

Даже обратившись к сказаниям коренных народов Австралийского континента, можно судить, что и в древности эти люди старательно наблюдали за ночным небом. Считается даже, что они оставили описания таких переменных красных гигантов как Бетельгейзе, Антарес и Альдебаран. Наблюдения за небесными светилами, изучение их характеристик позволяли:

  • получить ценные знания для навигации и прогнозов погоды;
  • вести «календарь»;
  • предсказывать поведение растений и животных.

Судить об этом современная наука имеет возможность по сказаниям, сопоставляя исторические и научные факты:

  1. Ниеруна

Звезды Ориона – охотники-мужчины.

Скопления Плеяд – преследуемые женщины.

Скопление Гиад – что-то вроде барьера между охотниками и их жертвами.

У народа колката, обосновавшегося на юге Австралии в пустыне Виктория, есть предание об умелом охотнике и любителе женщин Ниеруне, каждую ночь преследующем сестер Югарилия с целью сделать их женами. Старшая Камбугудха противостоит Ниеруне, насмехаясь над ним и всячески мешая его движению.

Копье в правой руке охотника наполнено «магией огня» – звезда Бетельгейзе. Девушка защищается от него левой ногой, в которой есть подобная сила – звезда Альдебаран. Пыль, попавшая в лицо Ниеруне, рассеивает огонь в его копье.

Когда оружие опять набирает силу, на помощь Камбугудхе приходит собака-динго Баббе. И вновь рука Ниеруны теряет силу, ему грозит унижение. Теперь и Кабмугудха, и ближние звезды смеются над ним.

  1. Вайюнгари

Переменные звездыПредание народа нгарринджери из долины реки Муррей донесло до наших дней историю о молодом Вайюнгари. Его называли «красным человеком», возможно, потому что покрыт охрой. Он проходит испытание изоляцией, когда исключены любые контакты с женским полом. Две жены его брата Непели пытаются соблазнить молодого человека и им это удалось. Троица скрылась от разъяренного Непели, который даже пытался поджечь хижину, где они ночевали. Вайюнгари в надежде ускользнуть от наказания прочел заклинание и вознесся с женщинами на небо, где обратился в красную звезду, а девушки – в его попутчиц.

Нет точного указания на небесные светила, которые имели в виду древние нгарринджери, рассказывая эту историю. Самой близкой к истине считается предположение, что Вайюнгари – Антарес в созвездии Скорпиона, жены Непели – Тау и Сигма, белые звезды по обе стороны от него.

Кто изобрел гаджеты: бумеранг и диджериду

Культура аборигенов Австралии, их быт и традиции очень разнообразны, а изобретения известны всему миру.

Много веков назад именно австралийцы придумали возвращающийся тип бумеранга. И этим он отличался от всех других, применяемых в древние времена на других континентах. На открытых пространствах они служили универсальным оружием. С ним охотились, копали землю, добывали огонь, наказывали провинившихся и пр. В руках настоящего воина этот предмет был грозным оружием. Сейчас о нем известно в любом уголке планеты. А современные обители материка до сих пор ходят с бумерангом на охоту. А в местечке Тжапукай на восточном побережье даже обучают искусству обращения с ним туристов.

А духовный музыкальный инструмент бушменов под названием диджериду признан в мире, как один из старейших духовых инструментов. Он представляет собой ствол бамбука или эвкалипта длиной один-три метра, изнутри съеденный термитами, а снаружи украшенный тотемными символами. Он звучит на одной ноте, но диапазон тембра у него огромен. Даже орган с ним может сравниться лишь отчасти.

В мифологии австралийских аборигенов он символизирует радужную змею Юрлунгур.

Искусство, музыка, священная охота, танцы

Численность населения Австралии составляет 25,4 млн человек. Чуть больше 3% из них – коренное население, а порядка 10 тысячам аборигенов остаются на уровне каменного века. Но именно благодаря этой маленькой группе людей остается сохранной первозданная культура.

Искусство живописи в Австралии распространено издавна. Это не столь привычные глазу портреты и пейзажи, но и не наскальные надписи. В этих творениях просматривается одна особенность – в нарисованных образах воплощается духовный мир. А написаны они в оригинальной этнической технике. Хотя несведущим эти картины могут восприниматься и бессмысленной мазнёй, и подобием авангарда.

Музыка. Австралийские аборигены демонстрируют настоящее мастерство при изготовлении музыкальных инструментов. Что совсем не удивляет. Ведь отдельные их них священны и используются для различных ритуалов. И игра на них часто требует не просто практики, а отличной дыхательной системы. Чего стоит почти двухметровая труба диджериду. Настоящий мастер способен играть на ней подряд несколько часов, разбавляя ее звуки издаваемыми им гортанными звуками, часто имитируя звуки животных и птиц.

ТанцыТанцы. Далеко не все из них увеселительные. Некоторые из них ритуальные. В процессе танца люди мастерски подражают движениям животных: кенгуру, змей, валлаби. Сопровождаемые игрой на ударных палках и диджериду, они нередко кажутся похожими один на другой.

Неотъемлемой частью культуры аборигенов является Священный Корробори, исполняемый мужчинами. Этот церемониальный танец австралийских аборигенов – способ общения со Временем сновидений. Он неизменно присутствует в похоронных обрядах. Никакой чужак не вправе не то участвовать, даже просто наблюдать за танцем.

Священная охота. Благодаря ей, аборигенам Австралии удавалось выживать в невероятно сложных условиях. Главное их оружие – бумеранг. И на охоте, и в решении локальных конфликтов с соседними племенами он был незаменим. Но и метательное копье охотник мог бросить на 100 м и поразить цель не крупнее кокосового ореха. Мальчиков с самого детства обучали тонкостям охоты. Сегодня и копья, и узкие щиты аборигенов используются все больше для танцев и церемоний. Но при необходимости легко станут защитным оружием.

Как жили аборигены до прихода европейцев

Пока европейцы не заполонили материк, население Австралии и Океании занималось сбором плодов, охотой, рыбной ловлей. Жить им приходилось в лесах, пустынях, саваннах. Чтобы согреться и приготовить пищу, они жгли костры. У аборигенов были свои верования и традиции. Они даже об астрономии имели собственные понятия, пусть и отличные от европейских.

Большинство из населявших эти земли 250 народностей давно «вымерли». Аборигенская цивилизация тех, что выжили, существенно отстала от европейской. А на удаленных островах севера Австралии даже сохранила неизменным свои образ жизни до XX столетия и все еще продолжала жить в уединении с природой.

Жизнь в колониальный период

Важно! С XVII века формально начинается история Австралии. Именно тогда экспедиция Джеймса Кука высадилась на эту землю, и была открыта эта часть света. Она включает в себя Австралию и Океанию. Если вы знакомы с географией, то знаете это.

Колониальный периодС появлением белых людей в жизни туземцев началась черная полоса – жесточайший период.

На новые земли Британия решила отправлять преступных элементов. Так что первыми колонистами стали ссыльные. Они активно взялись за освоение территории, превращая местных жителей в рабов, похищая их детей. И заставляя прислуживать в своих домах.

И это, не считая заражений туберкулезом, оспой, пневмонией, венерическими заболеваниями тех, кто не имел иммунитета к таким болезням. Не прошло и ста лет, как коренное население континента сократилось вдвое.

В Европе конца XVIII века браки с представителями темнокожей расы, мягко говоря, не одобрялись. Но для осужденных это не имело особого значения. Это помогало им выжить. Для мужчин-каторжников добрые и наивные женщины из местных племен были прямой противоположностью распутным, грубым и властным каторжанкам. Правда, находились заключенные-скотоводы, для которых местные женщины становились сексуальными рабынями.

Колонисты, имеющие доступ к спиртному, хлебу и другим продуктам, могли обмениваться ими на свежевыловленную аборигенами рыбу. Так налаживались их торговые связи с местным населением.

Враждующие друг с другом каторжники и аборигены были на руку колониальным властям. Колонистов на континенте было куда меньше, чем аборигенов. Так что Численность последних желательно было уменьшить. Действовали хитро.

Беглых каторжников ловили аборигены. Гибель преступника даже поощрялась. Дикари получали в качестве награды табак, продукты, одеяла. В результате каторжники все меньше доверяли местным. Нельзя сказать, что особо наказывалось и проявления их агрессии.

Земли, что занимали коренные жители постепенно втягивались в сферу колониальной экономики и просто изымались у прежних владельцев.

Аборигены, оказавшиеся на грани выживания, вынуждены были «охотиться» на домашний скот чужеземцев: кроликов, овец и других животных. Фермеры же, в свою очередь, имели право на защиту скота, хозяйства и своей жизни от любых нападений.

Если кто-то из местных жителей каким-то образом выразил непочтение к «белым», открывалась настоящая охота. Наказывали за это с особой жестокостью, травили собаками. Могли даже застрелить аборигена за любую провинность. И это стало нормой.

С 1804 года за 30 лет английскими колониальными войсками были уничтожены аборигены острова Тасмании. Лишь человек 200 выжили и были переселены на остров Флиндерс, где впоследствии вымерли.

Властями в XIX веке предпринимались попытки пресекать зверства европейских поселенцев. Даже издавались законы, требовавшие относиться к коренным жителям, как к белым. Но жестокость «перевешивала» и на селе сохранялась до 1960-х годов.

А уже в 1973-м появился закон, отменивший смертную казнь. Теперь никто не вправе убить аборигена. Но стать равными белым на собственной земле туземцам так и не пришлось.

Современное положение коренных жителей

Теперь аборигены проживают на всей территории Австралии. Правда, в больших городах встретишь их нечасто.

У них даже есть собственный праздник – День сожаления. Его празднуют с 1998 года, когда австралийское правительство принесло публичное извинение перед аборигенами за все, что пережито ими с 1788 года, когда колониальными властями был дан старт геноциду и целенаправленной политики по истреблению аборигенской расы.

СовременностьИсконное население австралийского континента условно делится на типы:

  1. Барренианский. Самые темнокожие. Район проживания – Северный Квинсленд. Характерны маленький рост, почти черная кожа.
  2. Карпентарийский. Самые высокие. Характерны очень высокий рост и темная кожа без следов растительности.
  3. Мюррейский. Среднего роста. Район проживания – долина реки Мюррей. Характерны богатая растительность на теле, пышная шевелюра на голове.

Характеристика аборигенов Австралии принадлежностью к определенному типу или месту проживания не ограничивается. Важной и весьма примечательной приметой этих людей является цвет их волос. Коренные жители континента – блондины. И это не результат контактов с европейцами, а мутация, произошедшая с этими людьми много тысяч лет тому назад.

И хоть средняя плотность населения Австралии немногим больше 3 человек на км2, жители размещены по территории материка неравномерно. То же относится и к размещению коренного населения. Так, для племени аранда плотность составляет 1 человек на 32,4 км2.

Они обосновались в центральных и северных районах Австралии. В большинстве своем говорят по-английски. Им не чужды алкоголь и наркотики. Смертность и преступность остается на высоком уровне. Они живут на 17 лет меньше, чем белые. Среди коренного населения много безработных. В стране они являются самой неблагополучной социальной группой.

Но на континенте встречаются и другие аборигены. По сей день в центре Австралии обитает пятая часть австралийских аборигенов. Здесь все, как раньше. Нет телевидения, мобильников и иных благ. Зато совершаются древние обряды. Мужчины охотятся, а женщины собирают растения и коренья.

А есть еще и такие, кто достиг высот в своем деле и мировое признание:

  • Дэвид Юнайпон – писатель и журналист;
  • Альберт Наматжира – художник;
  • Кэти Фримен – олимпийская чемпионка по легкой атлетике.

Политика правительства Австралии в отношении аборигенов

Только с конца XIX века власти предприняли первые ограничительные меры по защите коренного населения. Появились резервации, охраняемые властями.

Открытую борьбу за свои права коренные жители вели с конца 1930-х. Ни обращения в Верховный суд Великобритании, ни акции протеста не принесли ожидаемых результатов.

Героическое добровольное участие аборигенов в Первой и особенно Второй мировой войнах заставило обратить внимание общественности на проблемы этой части населения. И в конце 1940-х им стали предоставлять материальную и медицинскую помощь.

Современное племяА позже аборигенам удалось добиться ключевых достижений:

  • 1962 – право голоса;
  • 1966 – протесты за уравнивание с белыми в оплате труда;
  • 1967 – право выбора своих представителей в органы власти, право аборигенов на гражданство Австралии;
  • 1985 – возвращена в собственность скала Улуру в Аутбеке;
  • 1989 – право на самоуправление;
  • 1997 – 13 августа парламент Тасмании покаялся перед аборигенами за политику изъятия детей из их семей;
  • 2005 – закон о землях аборигенов;
  • 2007 – появилось Национальное телевидение аборигенов Австралии;
  • 2010 – первый в истории страны депутат парламента – коренной австралиец Кен Вуат.

Кажется, что остались в прошлом времена, когда аборигенов считали людьми второго сорта. Они юридически уравнены в правах с остальными гражданам страны, имеют свой флаг, свои школы, свое телевидение. Но почему-то до сих пор ощущают пренебрежительное к себе отношение со стороны «белых» сограждан.

Источник: mentors.team


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.