Стратегией развития биосферы вернадский считал ее переход


 

Биосфера (от греч. «биос» — «жизнь», «сфе­ра» — «шар») — часть оболочки земли, состав, структура и энергетика которой обусловлены прошлой и современной деятельностью живых организмов. Она состоит из живых (биотических) и неживых (абиотических) компонентов. Ее гра­ницы определяются по пределам распростра­нения живых существ, биотических компонен­тов экосистемы. Биосфера включает нижние слои атмосферы (тропосферу), верхнюю часть литосферы и почти всю гидросферу. К биосфе­ре относят те слои и участки, где есть условия не только для выживания, но и для размножения живых существ.

Русский ученый В. И. Вернадский считал живые организмы самой большой силой на зем­ной поверхности, которые преобразуют приро­ду. Он ввел понятие «живое вещество» — совокупность организмов живущих в биосфере. Живой организм есть неотъемлемая часть зем­ной коры и агент, ее изменяющий. Существует резкое различие живого и неживого, отсутст­вуют переходы между ними. Понятие «живое ве­щество» как совокупность организмов, участвую­щих в геохимических процессах и являющихся движущей силой природы, стирает грань между живым и косным веществом. Живое вещество находится в тонкой пленке на поверхности суши, в тропосфере и пронизывает весь океан. Оно занимает 0,25 % от общего веса биосферы, но именно оно способно эволюционировать.


В.И. Вернадский сформулировал две аксиомы:

1) организмы берут все химические элементы, строящие их тела, из окружающей среды и возвращают их после смерти и при жизни в ту же среду;

2) без Солнца жизнь на Земле не может сущест­вовать. Взаимодействие жизни и косного вещества приводят к непрерывному кругово­роту химических элементов.

В постоянном обмене веществ В.И. Вернад­ский выделяет два биогенетических прин­ципа:

1) геохимическая биогенная энергия стремит­ся в биосфере к максимальному проявлению;

2) при эволюции видов выживают те организмы, которые своей жизнью увеличивают биоген­ную геохимическую энергию. Организмы вы­ступают как трансформаторы, переводящие космическое излучение в земную энергию — электрическую, механическую и т.д. Систе­ма организм—среда — это форма динами­ческого равновесия, в котором упорядочены материальные и энергетические составляю­щие, где жизнь выступает непрерывным ге­нератором и регулятором.

Таким образом, биосфера — это организован­ная оболочка взаимодействия различных видов вещества. Форма деятельности живого — это его биогеохимическая работа в биосфере. Она за­ключается в осуществлении необратимых и не­замкнутых круговоротов вещества и потоков энергии между основными компонентами био­сферы: горными породами, природными вода­ми, газами, почвами, растительностью, живот­ными.


 

Ноосфера.

 

Современность пока еще полностью подпадает под определение техносферы, но ее кризис становится все более очевидным. Поставлен вопрос о необходимости перехода к иному типу связей с природой, который получил название ноосферы — эпохи разума, который должен поставить под контроль происходящие в природе и обществе процессы. Речь в нем идет об осмыслении путей развития, о пространстве, в котором человек мог бы выжить, не продолжая губительного разрушения природы. Движение к ноосфере предполагает: сделать проблему спасения природы общим делом. Причем в данном случае речь идет о формировании принципиально новой идеологии. Если раньше идеология разделяла и противопоставляла друг другу страны н континенты, то теперь она должна объединить осознанием общего дела. Ноосфера может быть реализована изменением самого человека. Выдающимся примером осознания взаимосвязанности всех процессов, происходящих на Земле и во Вселенной, явилось учение В.И.Вернадского о ноосфере, в котором анализируется эволюция нашей планеты как единый космический, биогенный и антропогенный процесс. Появление человека представляется закономерным этапом развития биосферы. Разум, проявляющийся в научной и технической мысли, рассматривается как важнейший фактор дальнейшей эволюции планеты.


рмин «ноосфера» был введен в 1927 году французским математиком и философом Э. Леруа для обозначения будущего состояния биосферы. По Вернадскому для существования жизни выделяются три условия — наличие жидкой воды, солнечного излучения и границы раздела фаз. Живое вещество непрерывно эволюционирует. Появление Homo Sapiens принципиально нового фактора жизни биосферы, стало по Вернадскому не случайным, а закономерным результатом этой эволюции . Благодаря своему разуму человек создал техносферу и, вследствие этого, стал самым могущественным существом на планете. Ноосфера — сфера взаимодействия природы и общества, в рамках которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. Во второй половине нашего века появилась физическая теория, доказавшая это предсказание. Наиболее часто употребляемое название этой науки — синергетика. Ей удалось ответить на два кардинальных философских вопроса: как объяснить появление нового в мире, управляемом детерминистическими законами, и в чем причина необратимости всего происходящего. Единство мира впервые проявилось в физике после создания специальной теории относительности. Человечество увидело связь таких фундаментальных понятий как пространство и время, ранее представлявшихся разнородными. Теория Большого Взрыва представила всю Вселенную, как единую систему, эволюционирующую во времени. Причем эта система является по определению замкнутой (изолированной), если не допускать существования Бога. Неизбежным логическим следствием этой модели является взаимосвязанность всех процессов во Вселенной.

Источник: studopedia.ru

Учение В.И. Вернадского о биосфере


В.И. Вернадский – общепризнанный разработчик учение о биосфере. Он ввел понятие «живого вещества», как формирующего фактора биологической геосферы.

Учение В.И. Вернадского о биосфере

  • Ученый выдвинул теорию о том, что границы биосферы обусловлены пространством существования живых организмов. В трудах В.И. Вернадского говорится о взаимосвязи живых организмов с неживой средой. Одним их этапов эволюции биосферы Вернадский считал её преобразование в стадию ноосферы, он доказал, что организмы являются определяющими в жизненной силе Земли. 
  • Организмы и продукты их жизнедеятельности разрушали горные породы, способствовали вымыванию одних веществ и накоплению других.
  • Постоянное образование живого вещества с дальнейшей его трансформацией — функция биосферы.

Функции живого вещества по учению Вернадского:

В.И. Вернадский смог выделить несколько основных функций биосферы. А именно:


Функции Содержание
Газовая функция В результате фотосинтеза растения выделяют кислород. Данная функция осуществляется также благодаря животным, выделяющим углекислый газ в окружающую среду. 
Концентрационная функция Осуществляется в организмах различных животных, которые имеют способность накапливать в своих телах определенные химические элементы, такие как углерод и кальций. 
Окислительно-восстановительная функция Основывается на превращении веществ и энергии в процессе жизнедеятельности. В результате химических реакций получаются соли, окислы и разнообразные органические и неорганические соединения. Именно благодаря этой функции образовываются железные и марганцовые руды. 
Функция образования среды Подразумевает трансформацию  физических и химических характеристик среды обитания организмов, включая атмосферу, грунт, моря и океаны.
Функция накопления кальция Преобразование химического элемента в углекислые, щавелевокислые, фосфорнокислые кальциевые соли.

Особенностью живого вещества является то, что компоненты, входящие в его состав проявляют устойчивость исключительно в живых организмах.

Структура биосферы

Согласно учению Вернадского биосфера являет собой организованную сферу планеты, которая находится в контакте с живыми организмами. 

В.И. Вернадский в составе биосферы выделял такие элементы:

Компоненты биосферы


  • Живым веществом ученый считал всю совокупность организмов, живущих на Земле. В своих трудах ученый подчеркивал, что геохимическое состояние земной коры находится под влиянием живых организмов, определяется их деятельностью. Он выделял пять функций биологической сферы земли. По его учению, биосфера состоит из разнородных компонентов, важнейшим из которых есть живое вещество.
  • К косному веществу ученый причислял химические соединения, в образовании которых живые организмы не принимали участия.
  • Неживое биогенное вещество – это продукты жизнедеятельности организмов, которые разрушали горные породы, способствовали вымыванию одних веществ и накоплению других.
  • Биокосное вещество являет собой продукт совместной работы живой и неживой природы, например грунт, глинозем. 

В.И. Вернадский подчеркивал, что история возникновения и эволюция биосферы — это история возникновения жизни на Земле. Длительное время эта концепция биосферы В. И. Вернадского замалчивалась. 

Живое вещество, его функции


В основе концепции глобальной экосистемы заложено понимание термина «живое вещество». Большую часть живого вещества составляет земная растительность (около 90%). Данное вещество является самым мощным энергетическим, а также геохимическим фактором, его можно смело назвать основным фактором развития биосферы. 

Как известно, источником биохимической активности живых организмов является солнечная энергия, без которой не сможет произойти такой важный процесс как фотосинтез. 

С самого своего появления жизнь не стоит на месте, а постоянно развивается. Тем самым, влияя на окружающую среду и, в определенной мере, изменяя ее. 

Исходя из этого, можно с полной уверенностью сказать, что эволюционный процесс экосистемы и всей органической жизни проходит параллельно. 

Жизнь на нашей планете появилась около четырех миллиардов лет назад, с этого самого момента на Земле и сформировалась биосфера. Огромный вклад в образование биосферы внесли цианобактерии. Они первыми освоили кислородный фотосинтез. Других претендентов на производство атмосферы не существовало в мире прокариотов.

Живая оболочка Земли  — это не только сфера, в которой находится все живое, но и совместный результат деятельности организмов. Вещество и биосфера неразделимы. Биосферный уровень включает в себя все живое вещество планеты. 

Биосфера - живая оболочка земли


Геологический круговорот веществ происходит в течение многих тысяч и миллионов лет. В процессе круговорота образуется живое вещество из неорганических соединений, впоследствии органика распадается на неорганические компоненты.

Важнейшим результатом биогеохимических преобразований органического вещества можно считать кислородную революцию. Огромный вклад в это биогеохимическое изменение внесли древнейшие организмы — цианобактерии. Именно они явились родоначальниками фотосинтеза, в результате которого выделялся кислород, изменивший до неузнаваемости облик нашей планеты. 

Особенности распределения биомассы на Земле 

Состав и распределение биосферы – один из интереснейших вопросов в биологии. 

Биосфера включает в себя огромное количество растений, животных и других форм жизни нашей планеты. Термин «ноосфера», предложенный Вернадским в начале 20-го столетия, получил широкое распространение. 

Биогенные вещества — созданные в процессе жизнедеятельности организмов соединения, например, природный газ, нефть, известняк.

  • Изучение биомассы крайне важно для понимания климатических сдвигов, путей передачи и трансформации углерода и других элементов.
  • Разнообразие живых и неживых организмов, взаимодействующих между собой, обменивающихся веществами, называется экосистемой. Приспособленность видов к условиям существования происходит непрерывно.

  • Биосфера имеет четкую структурную организацию и является глобальной экосистемой планеты. В.И. Вернадский создал учение о роли живых организмов, о воздействии живого на преобразование земной коры. Состав биосферы и свойства зависят от взаимодействия её биотического и абиотического компонентов. 
  • Основной объем массы живой материи приходится на растительный мир, он составляет 80% от биомассы планеты. На втором месте, после растений, идут бактерии. Ученые, с использованием углеродного метода, определили, что все живые организмы содержат суммарно 550 миллиардов тонн углерода. 
  • Биомасса суши составляет почти 99,9%. Это объясняется большой массой продуцентов на поверхности Земли.
  • Наибольшая плотность жизни отмечается в тех зонах, где виды специфически приспособились к совместному существованию.
  • К структурообразующим факторам биосферы относят свет, как условия формирования и усовершенствования жизни. Под воздействием микроорганизмов, растений и животных сформировался почвенный слой. 
  • В почве обитает больше редуцентов. К ним относятся бактерии и грибы, которые разлагают останки живых существ до неорганических веществ. В почве происходит особый газообмен. Ночью, при охлаждении и сжатии газов, в неё проникает некоторое количество воздуха, его поглощают и перерабатывают почвенные организмы. 
  • Почвенные микроорганизмы играют важную роль в круговороте веществ, в почвообразовании и формировании плодородного слоя. Большая биомасса почвы, в сочетании с высоким видовым разнообразием, обеспечивает сложность экосистем.

  • Почвенные организмы включают в круговорот веществ биосферы важнейшие химические соединения.
  • В морской биомассе содержится больше консументов, чем продуцентов. В состав океанической и морской воды входят минеральные соли. Микроорганизмы, живущие в океанических термальных источниках, являются хемотрофами, основными продуцентами океанического дна.
  • Несмотря на многообразие водных обитателей, их можно поделить на 3 группы, с учетом мест обитания в воде. Между каждой группой организмов существуют тесные связи, они обмениваются веществом и энергией. В современном мире воздействие человека на биомассу океана огромно.
  • Бентосные организмы в океане живут на дне и в грунте. Фитобентос: зеленые, бурые, красные водоросли встречаются на глубине до 200 м. Зообентос представлен животными.
  • Воздушная среда характеризуется значительным количеством кислорода, солнечной энергии, но в ней, зачастую, не хватает влаги. Поэтому, обитатели засушливых мест имеют специальные приспособления для добычи, запасания и экономной траты драгоценной влаги. Разнообразие этой среды представлено разнообразием жизни в ней.
  • Каждому наземному биогеоценозу присущи свои черты. Так, в экваториальных биоценозах сильно развита конкуренция за обладание местом обитания, пищей, светом и кислородом.

В современном мире огромное влияние на биомассу оказывает человек. Сокращаются площади, производящие живую массу.

Источник: bingoschool.ru

Современное человечество, вступив в ХХI век, восприняло от предшествующего столетия весьма противоречивое наследие, которое возникло на промышленной ступени его развития и проявляется в процессе его переходе на постиндустриальную ступень. Произошла и углубилась рассогласованность между триадой: достигшими небывалых высот производительными силами (материальными и интеллектуальными) и биосферой, между техносферой и биосферой, а также между ними и социальной жизнью людей, всей системой отношений между ними в процессе их жизнедеятельности, что институционально выражено, прежде всего, в их общественном устройстве.

Всеобщее распространение, в том числе и в процессе глобализации, буржуазнодемократической западной модели общественного устройства, не ведет человечество к гармонизации названой триады. Сегодня явно обозначилась ограниченность и тупиковая перспектива этой модели с её безудержной гонкой потребления. В этой модели наряду с удовлетворением растущих потребностей народонаселения, обеспечения комфорта жизни определенной части населения, главным стимулом общественно-полезной деятельности является погоня за прибылью, богатством, за неограниченным накопительством и роскошью. Все это сопровождается нарастающим неравенством между условиями существования людей. Эта модель также ухудшает в огромных, планетарных масштабах окружающую среду обитания человечества – биосферу.

В несогласованности названной триады проявляется глубокий кризис всего способа производства общественной жизни, системный кризис современной цивилизации. Говоря словами В.И.Вернадского, нарушается организованность биосферы, её динамических равновесий, что мешает её воспроизводству в нужном для прогресса человечества направлении. В этих условиях, как это было не один раз во всемирной истории на переломных этапах развития, человечество стоит перед необходимостью глубокого осмысления последствий своей жизнедеятельности на планете для того, чтобы сохранить свое существование и обеспечить свой прогресс. Оно ищет пути более разумного перехода от индустриальной ступени своего развития к постиндустриальной ступени, к информационному обществу.

Важным направлением этого поиска является поиск рациональной модели общественного устройства, при которой оно смогло бы гармонизировать отношения между названной триадой, природой и обществом и обеспечить свое прогрессивное развитие, создать лучшие условия жизни для всех людей планеты. Предлагаемые в качестве единственных и рациональных либеральные и неолиберальные проекты развития человечества по сути апологетируют современную капиталистическую, затратную модель организации жизнедеятельности человечества, ведущую в тупик. Другие проекты, связанные с обоснованием необходимости обеспечения устойчивого развития человечества не выходят за рамки капиталистического способа производства общественной жизни или исторического опыта социализма и не решают проблему поиска более прогрессивного развития современного общества.

В этих условиях становится все боле актуальным обращение к учению В.И.Вернадского о ноосфере. Это учение, представляет собою глобальный проект развития всего человечества как целого. Он основан на преобразующей деятельности человечества на планете Земля, как самой активной части биосферы, как важного фактора её организованности, проект выхода человечества из состояния его социальных катаклизмов, кризиса, проект, определяющий базисные подходы достижения им высшей ступени своего прогресса- ноосферного состояния. Это проект, при котором и осуществляется согласованность между созданной человечеством техносферой и биосферой и соответствующим организованности биосферы социальным устройством всего человечества.

Проект построения на планете Земля гуманной, отвечающей подлинной сути человека, цивилизации, глобальный проект «третьего пути», отличного, как говорил В.И.Вернадский, от капитализма и социализма, пути дальнейшей конвергентной эволюции человеческого общества. Предложенный В.И.Вернадским ноосферный проект отвечает потребностям планетарного подхода к анализу эволюции современного человечества, его месте в биосфере. Поэтому сегодня этот проект активно исследуется в мировой общественнополитической мысли и, естественно, особенно на Родине В.И.Вернадского, в России.

Его исследования приобретают международные организационные формы. Сторонниками ноосферного движения принята «Ноосферная Конституция». Проводятся международные конгрессы, форумы. В России образована Ноосферная академия. Создаются региональные проекты ноосферного развития. Выходит многочисленная специальная литература, посвященная проблемам ноосферы. В учении В.И.Вернадского о ноосфере можно выделить два наиболее общих, взаимосвязанных и взаимовлияющих аспекта: отношение человека, общества к природе, роль человека в биосфере и аспект эволюции самого общества, его социального развития. Разрабатывая проблемы ноосферы, В.И.Вернадский большое внимание уделял проблемам эволюции самого социума, исторического процесса человечества, его цивилизации.

В основе учения В.И.Вернадского о становлении и развитии ноосферы лежит естественно-исторический подход, который включает тесную взаимосвязь между природными и социальными, общественно—историческими явлениями. В этом подходе ноосфера рассматривается как результат геологической, биологической, физикохимической, физиологической эволюции биосферы, её живого вещества, эволюции социальной жизни человечества, его активной исторической созидательной деятельности.

Учение о ноосфере основано на синтезе науки о природе и обществе. В.И.Вернадский обосновал новую парадигму анализа исторического процесса человечества. На основе этого подхода в учении о ноосфере он определил ряд социальных факторов, черт и тенденций становления и развития социальных основ ноосферы, дал общую характеристику их содержания. Прежде всего, В.И.Вернадский показал, что отдельные черты и тенденции перехода биосферы в ноосферу с огромными трудностями, но проявляются уже в ХХ столетии. Им выделено несколько общих тенденций этого перехода. В данном случае рассмотрим лишь некоторые из них.

В учении о ноосфере В.И.Вернадский впервые масштабно и глубоко выявил всемирно-историческую тенденцию эволюции человечества- формирование мирового человечества, формирование вселенкости, которая сегодня называется глобализацией. Он показал глубокие естественно—исторические основы этого процесса, вытекающие из организованности биосферы. В период становления ноосферы, отмечал В.И.Вернадский, усиливается единство исторического процесса. « Я,- писал он, — глубоко убеждаюсь в единстве человеческой истории и в непрерывности процесса развития человеческой личности…»[12, с. 107]. Это единство имеет естественную основу. Жизнь человечества, при всей её разнородности, отмечал он, стала неделимой, единой. «Впервые в истории человечества мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты» [1, с.63].

Это переломная, исключительно важная, по существу новая эпоха жизни человечества, когда это единство становится реальностью, что является необходимым следствием и условием становления ноосферы, её организованности. «В современном проявлении человечества, — отмечал он, — может считаться в новой форме сложившаяся в ХХ веке единая история человечества, всемирная история в небывалом обхвате, синтезирующая в единое целое работу всех цивилизаций человечества…Исторический процесс сознается как единое для всего Homo sapiens» [ 2, с. 222]. Это единство в ХХ столетии стало проявляться различными формами жизни.

Человечество объединилось в единое экономическое целое. Возрастают технические и экономические связи между народами, развиваются средства общения — транспортные, информационные и т. д. В.И.Вернадский подчеркивал, что изменяются и представления об этом процессе. Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но и в планетном аспекте. Хотя сама идея об объединении всего человечества становится реальностью только в наше время, и то пока только реальным идеалом, отмечал ученый, в возможности реализации которого нельзя сомневаться. Естественно—историческая эволюция человечества ведет к этому. Создание этого единства «есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет» [1, с. 61].

Важным социальным фактором становления ноосферы В.И.Вернадский считал роль народных масс, неизмеримо возрастающую в процессе становления ноосферы. С середины прошлого века, особенно в конце Х1Х и в ХХ столетии, отмечал он, переживается исторический перелом в жизни человечества, который связан с выступлением народных масс, которые сознают свою реальную силу и не мирятся со своим страдательным положением в государственном и социальном строе.

Глубочайшие трагедии и длительные страдания в течение долгих лет сотен миллионов отдельных человеческих личностей во всем мире, трагедии и страдания, вызванные войной, революцией, экономическими и финансовыми кризисами, социальными междоусобиями, вызвали у народных масс переоценку отношения к действительности. «Исстрадавшие и страдающие люди ищут выход». Они пересматривают и по–новому переоценивают основы своей веры, своего осознания окружающего. Социально и политически народные массы выступили как политическая сознательная сила, как мощный фактор в истории человечества. С возрастанием активности народных масс, отмечал В.И.Вернадский, возрастает и значение их интересов в жизни общества. На сцену на первое место выступают интересы народных масс, а не отдельных семейств или лиц.

С целью реализации интересов народных масс, отмечал он, необходимо их демократическое и социальное объединение, возрастание их организованности, развитие их образования, как предпосылок становления ноосферы. «Велико, — писал он,- значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных объединений и их стремление к получению максимального научного знания. До сих пор эта сторона организации трудящихся по своему темпу и глубине не отвечала духу времени и не обращала на себя достаточного внимания. Эта работа идет на всей планете вне рамок государств и национальностей. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа» [1.63]. «Демократия не может существовать в сложных условиях ХХ века без такой организации народа» [3,с. 226].

Особое внимание В.И.Вернадский обращал на рост сознательности масс, связывал это с развитием образования и влиянием новой идеологии. Он неоднократно ставил вопрос о развитии образования в России как решающего фактора в её развитии, о его доступности народным массам, выдвинул идею учащегося народа. Через образование масс, отмечал он, осуществляется связь поколений. Массы получают растущую возможность сознательно влиять на ход государственных дел. Повышение уровня образования народных масс, отмечал ученый, является необходимым условие движения человечества по пути становления ноосферы. Важнейшим оружием в борьбе трудящихся за свои интересы В.И.Вернадский считал так же новую идеологию, которая возникла со второй половины ХIХ века во всем мире и в Европе, в период, когда значение жизненных интересов народных масс реально и идеологически, в сознании государственных людей, выступило на первоеместо. Эта идеология начинает охватывать быстро растущими темпами все человечество.

«Социально-политический идейный переворот, — отмечал он, — ярко выявился в ХХ столетии в основной своей части благодаря научной работе, благодаря научному определению и выяснению социальных задач человечества и форм его организации» [1, с. 27]. Но сейчас, отмечал он, мы переживаем переходный период, когда огромная часть человечества не имеет возможности правильно судить о происходящем, и жизнь идет 93 против основного условия создания ноосферы. Поэтому необходимо строить деятельность народных масс на научной основе, формировать у них правильное представление о социальной жизни, формировать научное, ноосферное сознание.

Следует заметить, что, придавая огромное значение роли народных масс в историческом процессе становления ноосферы, В.И.Вернадский важное место отводил роли личности, образованной части общества. Он ставил вопрос о том, чтобы в обществе была национально-ориентированная, любящая свою страну элита, защищающая интересы народных масс, «творящая творческую созидательную работу, которая имеется в каждом государстве».«Надо, чтобы в народе имелись значительные группы людей, которые не ломаются бурей, но творят и созидают» [ 4, с. 204 ]. Среди предпосылок и процесса становления ноосферы В.И.Вернадский считал демократизацию всех общественных процессов, форм общественного устройства, а также демократизацию отношений между государствами и народами. В связи с этим ставил вопрос об усилении роли государства в становлении ноосферы.

Демократизация общественной жизни человечества, усиление демократических основ государственности, отмечал он, также обусловлена глубокими естественно- историческими основами эволюции биосферы. Такая тенденция является длительной во времени, но она пробивает дорогу независимо от форм общественной жизни. Ноосфера в своем становлении не представляет однообразного процесса. Ей соответствует многообразие форм бытия человечества. При всем их многообразии тенденция их демократизации является неизбежной. Развитие науки в процессе становления ноосферы, отмечал В.И.Вернадский, «неизбежно должно привести к новым формам государственной жизни, так как сейчас создались государственные предприятия свободной научной мысли при одновременном чрезвычайном росте значения науки в государств» [1, с. 38]. Эти новые формы государственной жизни создаются реально Они характеризуются все большим вхождением в них глубоких элементов социалистических государственных структур.

С поднятием значения науки в государственной жизни неизбежно в конце концов и другое изменение в конструкции государства—усиление его демократической основы. Ибо наука по сути дела глубоко демократична. В.И.Вернадский полагал, что в новых формах государства будущая власть будет принадлежать людям науки. Одной из тенденций становления ноосферы В.И.Вернадский считал нарастание свободы человеческой личности. Больше всего в мире он ценил самого человека, для которого считал своим долгом отдать все свои знания и силы.«Нет ничего более ценного в мире и ничего, требующего большего сбережения,уважения,-писалон,-как свободная человеческая личность»[10, с. 14].

Становление, ноосферы, отмечал он, должно сопровождаться созданием необходимых условий для свободы личности, её развития, активного проявления в жизни, в созидательной деятельности, в самовыражении, в творчестве. Чем больше свободы личности для её творчества, тем полезнее и больше вырабатывается потенциальная энергия страны и населяемых ее народов, которая исторической жизнью и социальным строительством приводятся в полезное для жизни активное состояние, в народное «богатство». Свобода мысли, отмечал он, входит в структуру ноосферы. Выступая за создание в обществе и государстве необходимых условий для «нормальной жизни» и свободной творческой работы, В.И.Вернадский постоянно выступал против того, чтобы научная творческая деятельность ограничивалась идеологическими и иными рамками.

Большое значение в формовании ноосферного общества В.И.Вернадский придавал развитию духовного фактора. Он отмечал, что нужная для развития человечества энергия слагается как из физической, так и духовной силы, которая заключается в населении государства. В духовный фактор, кроме науки он включал философию, искусство, религию и другие формы сознания. Духовную ноосферизацию человечества он рассматривал как противоречивый и сложный процесс развития рациональных и иррациональных форм сознания человека, при большем и большем онаучивании духовности, при развитии глубоких основ человеческой личности, создания условий для её всестороннего, целостного развития и проявления.

Первой и основной социальной предпосылкой становления ноосферы и её главной чертой В.И.Вернадский считал «единство и равенство по существу, в принципе всех людей, всех рас», ликвидацию всякого неравенства и гнета. [1, с. 28]. В.И.Вернадский ставил вопрос о социальном равенстве. Естественно—научное рассмотрение всемирно—исторического процесса, отмечал он, возможно лишь на основе этой первой предпосылки . Это не просто предпосылка, а закономерно становящаяся черта ноосферы, вытекающая из естественной природы человека. Ноосфера — это единое царство Homo sapiens, созданное в результате геологического и биологического процесса.

Биологически, отмечал В.И.Вернадский, это выражено в выявлении в геологическом процессе всех людей как единого целого по отношению к остальному живому населению планеты. «Геологический эволюционный процесс,- отмечал он,- отвечает биологическому единству и равенству всех людей Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropusи др., потомство которых для белых, красных, желтых и черных рас — любым образом среди них всех развивается безостановочно в бесчисленных поколениях. Это закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство».[5.327-328]. Поэтому попытки государственных образований идейно не признающих равенство и единство всех людей и пытающих не стесняясь в средствах, остановить их стихийное проявление не могут осуществиться. Несмотря на эти попытки, движение человечества к равенству и единству всех людей планеты является объективным естественным законом эволюции биосферы, ее живого вещества. С этим законом нельзя не считаться и идти против него безнаказанно. «Это неизбежно скажется с ходом времени рано или поздно, так как создание ноосферы из биосферы есть природное явление» [6,с. 285].

Человечество, отмечал В.И.Вернадский, так или иначе, осмысливало это природное единство и равенство людей. Идея единства и равенства всего человечества, людей как братьев возникла примерно две с половиной тысячи лет назад и затем выявилась и осмысливалась идеологически. Она вышла за пределы отдельных личностей, стала двигателем жизни и быта народных масс и задачей государственных образований. Она не сошла с тех пор с исторического поля человечества. «Идея равенства всего человечества и равноправие черных, желтых, красных и белых рас пустила глубокие корни в общееи научное сознание мира». Но до сих пор далека от своего осуществления.«Медленно, с многосотлетними остановками, создаются условия, дающие возможность её осуществления, реального проведения в жизнь».

Единство и равенство всех людей и рас представляет собой новую форму его существования на планете, его власти в биосфере. Оно складывалось и складывается постепенно, стихийно проявляется в таких формах жизни, «которые фактически его усугубляют и укрепляют незаметно для человека, стихийно, в результате бессознательного к нему устремления» [1,с. 23 ]. В.И.Вернадский считал, что «Вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал на очередь дня»»[ 1, с.109 ]. В России, отмечал он, проблемы единства и равенства всех рас и народов решаются иначе, чем в других государствах.

Являясь многонациональным государством, она осуществляет реально равенство всех проживающих в ней народов и рас, показывает пример другим народам. Россия в будущем представляет собой прообраз «мирового сожительство народов». 95 Выделяя равенство и единство человечества как черту ноосферы, И.Вернадский выступал не за такое равенство и единство, о котором говорят мондеалисты как о «Глобальном обществе», предусматривающем и культивирующем неравенство народов и людей, насаждающем культ силы и насилия, стремящихся превратить народы в орудие реализации целей господствующих сил, установления их господства.

Сегодня возникает вопрос: возможны ли в современном человечестве, в этом « Глобальном обществе», где обостряется борьба за существование, где насилие попрежнему правит миром, новые отношения между людьми, государствами, нациями, этносами, цивилизациями на основе реального равенства? В.И.Вернадский считал, что в процессе формирования ноосферного общества, человечество должно исключить из своей жизни войны как фактор взаимоотношения на международной арене, заменяя эти отношения системой мирных, равноправных, дружественных, гуманных отношений. Он считал, что подготовлявшееся в течение тысячелетий новое состояние жизни на нашей планете, о котором мечтали утописты, станет реальностью, когда войны – т.е. организованное убийство, когда голод и недоедание могут сравнительно быстро исчезнуть с нашей планеты.

Большое внимание В.И.Вернадский уделял проблемам формирования материально— технической базы ноосферы. Он отмечал, что хотя человеку не удалось до сих пор достигнуть в этой новой среде необходимой обеспеченности своей жизни, но соединение науки и труда ведет к коренному преобразованию общественного производства. Благодаря этому человечество может чрезвычайно расширить свою силу и влияние в биосфере и создавать для ближайших поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни. Человек, писал он, «может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету [5, с. 328].

Дальнейшее развитие материально—технических условий создания ноосферы В.И.Вернадский связывал с расширением границ биосферы, выходом человечества в космическое пространство и вглубь планеты. В 1944 году он писал, что человек стремиться выйти за пределы своей планеты в космическое пространство и, вероятно, выйдет. «Это явилось следствием мощного развития научной мысли, научного исследования и охваченной наукой техники и труда человеческих обществ. И здесь человек находится только на первых ступенях своего развития. Лишь социальная отсталость мешает проявляться совершающемуся перевороту в его реальной силе»[5, с. 270-271]. Человек будет вводить в биосферу космическую и земную глубинную энергию.

В связи созданием материально-технической базы ноосферного общества В.И.Вернадский рассматривал и проблему, связанную с использованием биологических и других жизненных ресурсов, преодолением их ограничения. Решение этой проблемы он связывал с решением социальных проблем и питания. «Выход из положения, писал он,— можно ожидать наряду с разрешением социальных проблем, которые поставлены социализмом, в изменении форм питания и источников энергии, доступной человеку»[7.204-205]. Он отмечал, что человек должен осуществить непосредственный синтез пищи, без посредства органических существ, превращаясь из человека гетеротрофного в автотрофного. Хотя решение этой проблемы весьма трудно, но человечество рано или поздно умственным процессом решит эту проблему. «… Для меня, — писал он ,- ясно, что переход человека в автотрофный организм через развитие научной работы есть естественный процесс, всецело попадающий в рамки других геохимических процессов, точно так же, как и весь рост культуры» [8, с. 128-129].

Это коренным образом изменит будущее человека, решит многое проблемы цивилизации. Это будет способствовать и его разумному отношению к биосфере сохранению биологического многообразия живого вещества, воспроизводству биологических ресурсов планеты. Постановка этой проблемы особенно актуальна сегодня, когда биологические ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность человечества по различным причинам( рост народонаселения и его потребностей, варварское отношение к среде обитания, все возрастающие масштабы производства, омертвления живого и овеществленного труда, расточительство, неумение управлять результатами влияния на биосферу и тд.) сокращаются быстрыми темпам.

Изменение источников энергии В.И.Вернадский связывал с использованием энергии приливов и отливов моря, радиоактивной, атомной энергии, теплоты Солнца и других источников. «могущих дать силу в любом количестве». Это использование энергии он считал вопросом времени. Огромное значение он придавал разработке проблем атомной энергии, которой, считал, принадлежи будущее. Сам он в исследовании и освоении атомной энергии в числе первых принимал самое активное участие.

Рассматривая ноосферу как новую ступень в социальном развитии человечества, В.И.Вернадский неоднократно отмечал, что его представления о ноосфере созвучно основной идеи научного социализма, учению К. Маркса, что его представление о ноосфере соответствует идеалам социализма. Он писал, что «понятие ноосферы, которое вытекает из биогеохимических представлений, находится в полном созвучии с основной идеей, проникающей «научный социализм»»[1, с. 67]. А в знаменитой статье «Несколько слов о ноосфере» он писал: «… Важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийными геологическими процессами, с законами природы, отвечают ноосфере»[9, с. 119]. Рассматривая наличие предпосылок и тенденций становления ноосферного общества В.И.Вернадский видел и отмечал, что наша эпоха характеризуется глубокими противоречиями, войнами, нарушающими организованность биосферы, наличием тех процессов и тенденций, которые несовместимы с процессами становления ноосферы, идут в противоположном этим процессам направлении.

Вместе с тем он обсуждал высказанную в его время идею о том, что якобы человечество своей деятельностью создает угрозу существования земной цивилизации вообще [11]. Отмечая, что «в бурях и грозе зарождается ноосфера»[5.297] он был уверен в становлении ноосферы. « Движение, — писал он, — повернуто быть не может, но оно носит характер жесткой борьбы, которая, однако, опирается на глубокие корни стихийного геологического процесса, который может длиться два – три поколения, может быть и больше(что едва ли вероятно, судя по темпу эволюции за последнее тысячелетие).

В том переходном состоянии, среди интенсивной борьбы, в которой мы живем, кажутся мало вероятными также и длительные остановки идущего процесса перехода биосферы в ноосферу» [, с. 109-110]. Несмотря на имевшие отрицательные для становления ноосферы процессы «создание ноосферы в её полном проявлении, будет осуществлено; рано ли, поздно ли, оно станет целью государственной политики и социального строя»[1.66]. Факторы, тормозящие движение человечества в ноосферу, отмечал он, будут преодолены, «если не будут ограничены силами человеческого духа и более совершенной общественной организацией»[9, с. 131].

Он уверенно смотрел в будущее человечества. Сегодня можно говорить о том, что и сегодня « через «бурю и грозу» черты и тенденции ноосферизации человечества все больше и больше проявляются в историческом процессе.

Козиков Иван Андреевич – профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук

Список литературы:

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста в двух кн. Кн.2. Научная мысль как планетное явление. Москва. : 1977. 97

2. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: 1986 .

3. Вернадский В.И.Публицистические статьи. М.:1995.

4. Вернадский В.И. Открытия и судьбы. М.: 1993.

5. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и окружения. М.:1965.

6. Вернадский В.И. Собр. соч. в двадцати четырех томах под редакцией акад. Э.М. Галимова. Том девятый. М.: « Наука». 2013.

7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.:1988.

8. Вернадский В.И. Дневники. Октябрь 1917— январь 1920. Киев. Наукова Думка. 1994.

9. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Успехи современной Биологии. Т. ХУ111. Вып. 2.

10. Вернадский В.И. Очерки и речи.Вып.1-2.Пг.:1922.

11. См. подробнее: Козиков И.А. В.И.Вернадский-создатель учения о ноосфере. М.: Изд. МГУ имени М.В.Ломоносова .2013.Гл.5.(3).

12. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.:1981.

Источник: zen.yandex.ru

Введение

Термин «ноосфера» был предложен в 1927 году французским математиком и философом Э. Леруа. «Noos» — древнегреческое название человеческого разума.

Первая созданная человеком культура-палеолит (каменный век) — продолжалась примерно 20-30 тысяч лет. Она совпадала с длительным периодом оледенения. Экономической основой жизни человеческого общества была охота на крупных животных: благородного и северного оленя, шерстистого носорога, осла, лошадь, мамонта, тура. На стоянках человека каменного века находят многочисленные кости диких животных — свидетельство успешной охоты. Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к сравнительно быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов.

Если мелкие травоядные могли восполнить потери от преследования охотниками высокой рождаемостью, то крупные животные в силу эволюционной истории были лишены этой возможности. Дополнительные трудности возникли вследствие изменения природных условий в конце палеолита. 10-12 тысяч лет назад наступило резкое потепление, отступил ледник, леса распространились в Европе, вымерли крупные животные. Это создало новые условия жизни, разрушило сложившуюся экономическую базу человеческого общества. Закончился период его развития, характеризовавшийся только использованием пищи, т.е. чисто потребительским отношением к окружающей среде.

В следующую эпоху — эпоху неолита (новый каменный век) — наряду с охотой, рыбной ловлей и собирательством все большее значение приобретает процесс производства пищи. Делаются первые попытки одомашнивания животных и разведения растений, зарождается производство керамики. Уже 9-10 тысяч лет назад существовали поселения, среди остатков которых обнаруживают пшеницу, ячмень, чечевицу, кости домашних животных — коз, свиней, овец. Развиваются зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства. Широко используется огонь и для уничтожения растительности в условиях подсечного земледелия, и как средство охоты. Начинается освоение минеральных ресурсов, зарождается металлургия.

Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, и особенно в наши дни, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба, направляющей силой дальнейшей эволюции биосферы. Возникли антропоценозы (от греческого anthropos — человек, koinos — общий, общность) — сообщества организмов, в которых человек является доминирующим видом, а его деятельность-определяющей состояние всей системы. В. И. Вернадский считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловили переход биосферы в новое состояние — ноосферу (сферу разума). Сейчас человечество использует для своих нужд все большую часть территории планеты и все большие количества минеральных ресурсов.

Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечества.

Он родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены крепостного права в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет, семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя – Е. М. Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е. М. Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество.
Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и философии ученый сохранил на всю жизнь.

Ноосфера ВернадскогоЗатем Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где среди профессоров находились светила русской науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однако большее влияние на Вернадского, несомненно, оказал Докучаев, преподававший в университете минералогию. Молодой ученый неоднократно принимал участие в экспедициях по изучению почв Нижегородской губернии под руководством Докучаева. Но сфера научных интересов Вернадского в то время не ограничивалась минералогией. Он занимался и достиг некоторых результатов также в геологии, кристаллографии, истории.

В то же время Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовлетворить стремление человека найти «смысл жизни», примириться с неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на множество вопросов бытия на основе логического анализа фактов, достоверных сведений о мире и человеке.

В 1885 году Вернадский был оставлен хранителем Минералогического кабинета Московского университета. Работая на этом месте, ученый много ездит, работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию и становится профессором Московского университета. В 1906 году его избирают членом Государственного совета от Московского университета. Два года спустя он делается экстраординарным академиком. По инициативе и под председательством Вернадского в 1915 году создается комиссия по изучению естественных производительных сил России при Академии наук. В конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. В 1926 году выходит его знаменитая работа «Биосфера», после чего он пишет массу исследований о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, геометрии проблеме времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы – области жизни и геохимической деятельности живого вещества.

Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего за несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны. Но на его век выпали и не менее революционные открытия в науке.

Но самое важное: для Вернадского наука была средством познания природы. Он не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями.
Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью.

И в центре этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности,

Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции.

Вернадскому при всей его гениальности и невероятной работоспособности потребовались десятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью, отделяющей естествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот состоял в ключевой идее, что переход возникшей на Земле биосферы в ноосферу, то есть царство разума, не локальный эпизод на задворках бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи, этап естественноисторический. «Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы Homo sapiens, человеческой свободной личности, величайшего нам известного проявления ее космической силы, царство которой впереди»,— вдохновенно писал Вернадский.

Единство биосферы и человека

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы. «…мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов, сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы».

Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу».

Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. «Человек … составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет».

Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль – порождение естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу.

Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно-организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно».

Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстро геологи чески переходит в новое состояние – в ноосферу, то есть такое состояние, в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом, когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи.

Таким образом:

1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени;
2. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
3. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.
4.
Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного человечества» — поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологи чески сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном — планетном аспекте.

Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность

Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние – в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадский писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий «ноосфера» и даже «биосфера». О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершённой работе «Научная мысль как планетное явление», но преимущественно с точки зрения истории науки.

Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия:

1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
10.Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
12.Исключение войн из жизни общества.

Проследим, насколько выполняются эти условия в современном мире и остановимся более подробно на некоторых из них.

1. Заселение человеком всей планеты. Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Это условие также можно считать выполненным. С помощью радио и телевидения мы моментально узнаём о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать. И здесь нельзя не вспомнить пророческих слов Вернадского: «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, её одновременного обсуждения на всей планете». До недавнего времени средства телекоммуникации ограничивались телеграфом, телефоном, радио и телевидением, о которых писал ещё Вернадский. Имелась возможность передавать данные от одного компьютера к другому при помощи модема, подключенного к телефонной линии, документы на бумаге передавались с помощью факсимильных аппаратов. Только в последние годы развитие глобальной телекоммуникационной компьютерной сети Internet дало начало настоящей революции в человеческой цивилизации, которая входит сейчас в эру информации. В 1968 году Министерство Обороны США озаботилось связью множества своих компьютеров в специальную сеть, которая должна была способствовать научным исследованиям в военно-промышленной сфере. Изначально к этой сети было предъявлено требование устойчивости к частичным повреждениям: любая часть сети может исчезнуть в любой момент. И в этих условиях всегда должно было быть возможным установить связь между компьютером-источником и компьютером-приёмником информации (станцией назначения). Разработка проекта такой сети и его осуществление было поручено ARPA – Advanced Research Projects Agency – Управлению передовых исследований Министерства Обороны. Через пять лет напряжённой работы, такая сеть была создана и получила название ARPAnet. В течение первых десяти лет развитие компьютерных сетей шло незаметно – их услугами пользовались только специалисты по вычислительной и военной технике. Но с развитием локальных сетей, объединяющих компьютеры в пределах одной какой-либо организации, появилась потребность связать воедино локальные сети различных организаций. Время от времени предпринимались попытки использовать для этого уже готовую сеть ARPAnet, но бюрократы Министерства Обороны были против. Жизнь требовала быстрых решений, поэтому за основу будущей сети сетей Internet была взята структура уже существующей сети ARPAnet. В 1973 году было организовано первое международное подключение – к сети подключились Англия и Норвегия. Однако причиной начала взрывного роста сети Internet в конце 80-х годов стали усилия NSF (National Science Foundation – Национальный научный фонд США) и других академических организаций и научных фондов всего мира по подключению научных учреждений к сети. Рост и развитие сети Internet, совершенствование вычислительной и коммуникационной техники идёт сейчас подобно тому, как идёт размножение и эволюция живых организмов. На это в своё время обратил внимание Вернадский: «Со скоростью, сравнимой скоростью размножения, выражаемой геометрической прогрессией в ходе времени, создается этим путём в биосфере всё растущее множество новых для неё косных природных тел и новых больших природных явлений.». «…Ход научной мысли, например, в создании машин, как давно замечено, совершенно аналогичен ходу размножения организмов.». Если раньше сетью пользовались только исследователи в области информатики, государственные служащие и подрядчики, то теперь практически любой желающий может получить доступ к ней. И здесь мы видим воплощение мечты Вернадского о благоприятной среде для развития научной работы, популяризации научного знания, об интернациональности науки. Действительно, если раньше людей разделяли границы и огромные расстояния, то теперь, возможно, только языковой барьер. «Всякий научный факт, всякое научное наблюдение, – писал Вернадский, – где бы и кем бы они ни были сделаны, поступают в единый научный аппарат, в нём классифицируются и приводятся к единой форме, сразу становятся общим достоянием для критики, размышлений и научной работы.». Но если раньше для того, чтобы вышла в свет научная работа, чтобы научная мысль стала известной миру, требовались годы, то сейчас любой учёный, имеющий доступ к сети Internet, может представить свой труд, например, в виде так называемой WWW странички (World-Wide Web – «Всемирная паутина») на обозрение всем пользователям сети, причём не только текст статьи и рисунки (как на бумаге), но и подвижные иллюстрации, а иногда и звуковое сопровождение. Сейчас сеть Internet – это мировое сообщество около 30 тысяч компьютерных сетей, взаимодействующих между собой. Население Internet уже составляет почти 30 миллионов пользователей и около 10 миллионов компьютеров, причём количество узлов каждые полтора года удваивается. Вернадский писал: «Скоро можно будет сделать видными для всех события, происходящие за тысячи километров». Можно считать, что и это предсказание Вернадского сбылось.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединённых наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжёлым экологическим последствиям. Объём горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объём лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчёркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.

6. Открытие новых источников энергии. Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Человечество (а точнее политики) явно не готово ограничиться мирными целями, более того – атомная (ядерная) сила вошла в наш век прежде всего как военное средство и средство устрашения противостоящих ядерных держав. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал Вернадского ещё более полувека назад. В предисловии к книге «Очерки и речи» он пророчески писал: «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет… Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна ему дать наука?». Огромный ядерный потенциал поддерживается чувством взаимного страха и стремлением одной из сторон к зыбкому превосходству. Могущество нового источника энергии оказалось сомнительным, он пришёлся не ко времени и попал не в те руки. Для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии в 1957 году создано Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), объединявшее к 1981 году 111 государств.

7. Равенство людей всех рас и религий. Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. Трудно говорить о выполнении этого условия в стране, где ещё совсем недавно наука находилась под колоссальным гнётом определённых философских и политических построений. Сейчас наука от таких давлений свободна, однако из-за тяжёлого экономического положения в российской науке многие учёные вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучным трудом, другие уезжают за границу. Для поддержания российской науки созданы международные фонды. В развитых и даже развивающихся странах, что мы видим на примере Индии, государственный и общественный строй создают режим максимального благоприятствования для свободной научной мысли.

10.Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. О выполнении этого условия трудно судить объективно, находясь в большой стране, стоящей на пороге голода и нищеты, как об этом пишут все газеты. Однако Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны. И обстановку, сложившуюся сейчас в нашей стране, можно рассматривать как явление временное и преходящее.

11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Это условие, особенно в нашей стране, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века, несомненно, начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания даёт фундамент для экологических задач. Об этом также говорил Вернадский, стремясь создать единую науку о биосфере. Экологизация западного сознания происходила, начиная с 70-х годов, создавая условия для возникновения экофильной цивилизации.

Сейчас экстремистская форма зелёного движения оказалась там уже не нужной, поскольку заработали государственные механизмы регулирования экологических проблем. В СССР до 80-х годов считалось, что социалистическое хозяйствование препятствует угрозе экологического кризиса. В период перестройки этот миф развеялся, активизировалось движение зелёных. Однако в современный период политическое руководство переориентировалось в основном на решение экономических проблем, проблемы экологии отошли на задний план. В мировом масштабе для разрешения экологической проблемы в условиях роста населения планеты требуется способность решения глобальных проблем, что в условиях суверенитета различных государств кажется сомнительным.

12.Исключение войн из жизни общества. Это условие Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой войны, хотя локальные войны ещё уносят многие жизни.

Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал В. И. Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс её образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершённым. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные.

Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался. Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие меры.

Заключение

Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном — аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества — это единая судьба.

Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом («взрывом») науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы.

Необходимо иметь в виду, что задача созидания ноосферы — это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. В нашей стране идеи ноосферы органично связаны с революционной перестройкой социалистического общества. Народовластие, демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки и народной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к природопользованию и т. п.— все это и есть слагаемые ноосферы.

Устремленность в будущее, таким образом,— характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.

Источник: topwar.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.