Рдейское болото


Рдейский монастырь легенды и вымыслыРоссия богата на знаменитые места, увидеть которые не откажется всякий любитель острых ощущений. Рдейский храм, стоящий на огромном болоте, является одним из них. Жители соседних деревень охотно рассказывают о местонахождении монастыря, а заодно могут поведать и пару легенд, связанных с этой постройкой. Однако стоит помнить, что добраться до храма очень сложно, и далеко не каждый сможет преодолеть этот путь. Где же всё-таки находится бывшая обитель?

  • Где расположена святыня
  • Как найти монастырь?
  • История монастыря
  • Возрождение
  • Как выглядел храм
  • Судьба монастыря в послереволюционное время
  • Святыни монастыря
  • Легенды о монастыре
  • Отзывы туристов
  • Один день в Рдейской святыне

Болото, расположенное на границе Новгородской и Псковской областей, можно назвать одним из самых больших и труднопроходимых в Европе. Рдейское озеро, берег которого и занимают руины некогда прекрасного монастыря, раскинулось на восточном краю этого болота. Несмотря на устрашающие окрестности, это место определённо можно назвать чарующим.

Где расположена святыня

Дорога к храму расположена на длинном тонком мысе, разделяющем озеро напополам. Он окружён дремучим лесом, добраться до которого можно только по зыбкому болоту. Из-за этого он и считается таким недоступным и отдалённым от цивилизации. Люди, посетившие храм, иногда возвращаются с багажом из удивительных и часто абсолютно не реалистичных историй. Если верить им, то на пути к храму можно встретить и инопланетян, и болотистых чудовищ, и даже, как ни странно, волосатых обезьян с чешуйчатыми крокодилами.

  1. Река РедьяВпрочем, эти рассказы можно легко объяснить, ведь дорога к святыне, действительно, ужасно выматывает, особенно летом. Речка Редья, которая вытекает из Рдейского озера, затем впадает в другое знаменитое озеро – Ильмень.
  2. Каким бы страшным и таинственным ни являлся путь, это место пользуется большой популярностью у туристов, которая с годами только возрастает.
  3. Рдейское озеро манит своей красотой, в то время как руины монастыря привлекают интересом к его истории.

Как найти монастырь?

Летом здесь очень редко можно встретить людей. Из-за болота в тёплую погоду дорога до монастыря становится буквально непроходимой. Много ли найдётся желающих добираться до обители по вязким топям, рискуя здоровьем? Поэтому основной пик количества посетителей этой местности приходится на зиму.

  1. Зима приносит с собой холода, благодаря которым дорога до монастыря замерзает. Становится очень легко доехать туда на внедорожнике.
  2. Некоторые предпочитают проходить последний отрезок пути на лыжах. Хоть дорога и является очень длинной (три с половиной часа в один конец!), осенью в сухую погоду дойти до монастыря можно и пешком.
  3. Летом и весной же от посещения храма лучше отказаться ради собственного же благополучия. Мало кто сможет высоко оценить сырость и огромное число насекомых.

Поселение НаволокЛегче всего добираться до храма от селения Наволок. Преодолеть придётся двенадцать километров. На юг от села идёт полевая дорога, по которой можно, в конце концов, попасть в небольшой лес. На входе в этот лес официально начинается зона природного заповедника под названием Рдейское озеро. Сам храм расположен в часе езды в юго-восточном направлении. При хорошей погоде уже издалека можно заметить купола Рдейского Успенского монастыря.

История монастыря


Историки до сих пор не могут определить точную дату возведения храма. Большая часть сходится во мнении, что он был построен во второй половине семнадцатого столетия как часть Новгородской епархии. В 1700 году из-за пожара были уничтожены два деревянных строения на территории монастыря: построенный в 1666 году деревянный храм преподобных Савватия и Зосимы и обитель Преображения Господня.

В 1710 году на месте уничтоженного храма был возведён новый каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, который успешно просуществовал до середины восемнадцатого века. Увы, в 1764 году храм был упразднён, так как жизнь в нём стала приходить в упадок. В течение следующих ста лет здесь продолжала рдеть одна-единственная Успенская церковь. В 1885 же году здесь были созданы женская община и детское училище, в 1893 году ставшие пустынью.

Возрождение

Рдейская обитель многим обязана двоюродному брату знаменитого купца-мецената Мамонтова, который всячески помогал обустраивать храм. При его поддержке к 1890 году на территории монастыря было возведено множество новых строений, в том числе жилые корпуса, трапезная и часовня. Старинная Успенская церковь, тем не менее была снесена. Заменить её планировалось новым пятиглавым монастырем, строить который архитектор Борютин начал в 1898 году.


  1. Монастырь должен был вмещать семьсот пятьдесят человек.
  2. Мамонтов не скупился на материалы для постройки. Благодаря его вложениям во время возведения монастыря были использованы самые последние технологии.
  3. Рядом с монастырем стоял небольшой кирпичный завод, с которого поставлялись ресурсы.
  4. А котлы Демидова, использовавшиеся для парового отопления, сохранились здесь и до сих пор.

Как выглядел храм

Рдейский монастырь чем знаменитИзнутри монастырь был отделан роскошно. Его главным украшением был мраморный иконостас, созданный московским мастером Захаровым. Иконы также были написаны художниками из столицы. Окна Рдейского монастыря были украшены витражами, а снаружи – узорчатыми решётками. На полу рдела мраморная плитка. Осенью 1920 года храм был освящён, и сюда перенесли чудотворную икону во имя Успенской Богоматери. Несмотря на то что уже тогда дорога до обители была труднопреодолимой, паломники издалека выдвигались сюда, чтобы поклониться этой святыне.

Судьба монастыря в послереволюционное время

После революции жизнь в храме стала неспокойной. Волнения среди монахинь, начавшиеся в 1918 году, привели к тому, что настоятельницы здесь сменялись с необычайной скоростью. В итоге к тридцатым годам обитель была закрыта. Несколько монахинь продолжали жить в храме вплоть до войны. Во время самой же войны храм был сильно разрушен. Пострадали и окрестные деревни. Скоро единственными посетителями храма стали мародёры, желавшие присвоить себе его украшения и святыни. После войны Рдейский Успенский храм так и не был восстановлен, возможно, из-за отсутствия жителей в деревнях поблизости.

Святыни монастыря


Обитель, просуществовавшая больше двух столетий, стала местом хранения для множества духовных реликвий, которые вызывали интерес к монастырю у прихожан и паломников. Самыми знаменитыми иконами Рдейского храма были икона Успения Пресвятой Богородицы и икона Соловецких Зосимы и Савватия, которые, увы, были утеряны после войны и разрушения обители. Считалось, что эти иконы могли лечить людей.

  1. Святыни монастыряСеребряный напрестольный крест чеканной работы вызывал у прихожан особенно сильный интерес.
  2. Вызолоченный восьмиконечный крест обладал большой ценностью за счёт того, что в него были вложены частицы святых мощей.
  3. Когда-то на территории храма были расположены три деревянные церкви, и три восьмиконечных храмовых креста – главное наследие, оставшееся от них.

Легенды о монастыре

Поразительно, но сегодня Рдейский храм пользуется огромной популярностью у туристов. Частично причиной такого интереса можно назвать удивительные легенды, окружающие это место. Приезжие, не опасаясь предостережений жителей соседних деревень о трудности дороги, тянутся к храму, увлечённые таинственностью его расположения и существования. Тем не менее факт остаётся прежним: путешествие к развалинам храма является сложным и сравнительно опасным.


  1. Полезно знать, что в обители и вокруг неё нет трудностей с водой.
  2. Рдейское озеро расположениеХотя здесь и нельзя найти святых ключей, вода в самом Рдейском озере приятная на вкус и может долго храниться.
  3. Самые многочисленные легенды и рассказы о Рдейском храме связаны с его целебными свойствами.
  4. В старинные времена здесь изгоняли бесов, лечили людей с проблемами с опорно-двигательным аппаратом и женщин, страдавших от бесплодия.
  5. Считается, что человек, взявший из храма какую-то вещь, будет наказан высшими силами.

В подтверждение этого можно привести случай, произошедший не так давно. Два охотника украли из монастыря плитку для своей бани. В короткое после этого время оба они погибли, а плитка была перенесена обратно в обитель. Есть ещё одна похожая история. Она, в свою очередь, повествует о тракторе, вёзшем украденный из храма кирпич. Трактор увяз в болоте.

Во времена своего существования Рдейский храм был усыпан лилиями. Не настоящими, правда, а расписными. Их можно увидеть и на сохранившихся фрагментах храма, в том числе на чудесном мраморном иконостасе. Считается, что раньше они даже были вплетены в кресты. Многие приписывают храму мистические свойства и способности, словно оживляя его.


  1. Они рассказывают о том, что храм не подпускает к себе посетителей, прежде там не бывавших, и тех, кто идёт в монастырь со злым умыслом.
  2. Некоторые вспоминают о том, что во время посещения храма они слышали колокольный звон, хотя нигде поблизости нет церквей.
  3. Учитывая количество людей, слышащих его, колокольный звон можно назвать самой большой загадкой обители.

Отзывы туристов

Практически все из тех, кто побывал в Рдейском храме, считают, что тяжёлая дорога туда оправдывает себя. Многие считают, что монастырь обладает особой силой и энергетикой. Некоторые даже заявляют, что посещение храма исцелило их и изменило их жизнь. Они советуют посетить обитель, чтобы хотя бы просто ощутить на себе эту атмосферу святости и вековой истории.

Для осмотрасвятыни будет вполне достаточно всего одного часа. Есть множество причин для ее посещения. Одними из них являются культовость этого места, чудесное по красоте Рдейское озеро и не менее чудесное, в особом смысле, Рдейское болото и, наконец, развалины самого монастыря, представляющие большой исторический интерес.


  1. Святыни монастыряМонастырь давным-давно потерял свой прежний вид.
  2. В наше время от него остались только Успенский собор, сильно пострадавшее монастырское кладбище и обломки ограды.
  3. Купола собора наполовину разрушены, но на некоторых из них ещё рдят кресты. Сам собор местами стал краснокирпичным после того, как белая штукатурка начала осыпаться.
  4. Внутреннее убранство собора также сохранилось скудно.
  5. На некоторых окнах сохранились кованые решётки с узорами, кое-где можно увидеть фрагменты росписей.

В неплохом состоянии остаются мраморный иконостас и котёл отопления. Внутри собора есть много надписей 40-80 годов девятнадцатого века, а в журнале посетителей каждый имеет возможность оставить свою запись. В наше время в соборе иногда проводят службы, там можно помолиться. С основания купола собора открывается хороший вид на близлежащую местность. Памятники на кладбище сохранились плохо, большая часть из них разрушены. Однако на некоторых из них до сих пор видны даты захоронений.

Тем не менее, несмотря на все невзгоды, которые пришлось пережить Рдейскому монастырю, он всё увереннее восстанавливает своё прежнее положение и притягивает к себе всё больше паломников. Многие из них возвращаются сюда не один раз, считая монастырь местом просвещения и исцеления. Остаётся только надеяться, что однажды Рдейский монастырь вернёт себе не только былую славу, но и былую красу.

Один день в Рдейской святыне


Рдейская святыня – одно из самых труднодоступных и таинственных мест Новгородской области. Добраться до окутанного лесом и окружённого болотами монастыря на автомобиле крайне тяжело. Тем не менее, у нас Mitsubishi L200, сделать это получилось.

Он находится на полуострове посреди огромного Рдейского озера. Озеро же, напоминающее по форме знак бесконечности, в свою очередь расположено внутри Рдейского болота, самого большого из европейских болот.

  1. Редиские болотаЧтобы добраться до монастыря, нужно преодолеть 12 километров болотной топи.
  2. Понятно, что дорога эта не из простых. Большую часть года проехать здесь можно только на специально предназначенном болотоходе или на гусеничном вездеходе.
  3. Поэтому туристам лучше дождаться зимы. Во время морозов топь застывает, предоставляя шанс добраться до обители без потрясений.

Пять часов потребуется, чтобы доехать от Москвы до Торопца, то есть проехать 450 километров. Следующие три часа – ледяная трасса Торопец-Холм. Нужно сказать, что этот участок дороги приятным не назовёшь. Из-за льда и ям нужно вести автомобиль крайне аккуратно. Людей в округе встретить получится вряд ли, все соседние деревни в основном заброшены. Единственными признаками наличия жизни можно считать редкие одинокие дома и возвышающиеся местами лесопилки. Ещё один признак жизни – указатель о начале территории Новгородской области.


По дороге добраться можно только до Наволока, дальше начинаются топи. От Холма ехать туда всего около двадцати километров. Здесь можно одолжить гусеничный вездеход у кого-то из местных жителей или всё-таки направиться дальше в одиночку и без чьей-либо помощи.

Нам выбирать не пришлось. Хоть единственного знакомого владельца вездехода и не оказалось дома, дорога до монастыря сдалась зимним морозом и буквально превратилась в каменную. Доехать на машине можно было абсолютно спокойно.

И, наконец, вот он! Рдейский монастырь во всей своей красе. Одинокий, на километры окутанный лесом, топью и водой, он прекрасен в своей недоступности. Небольшой полуостров, на котором он располагается, является единственным участком суши внутри Рдейского болота. Путешествие в Рдейский монастырь – отличный выбор, который придётся по вкусу и экстремалам, и любителям истории, и почитателям святынь.

Источник: turisti.guru

Рдейское болото

Есть в Новгородской области такое место как Рдейский монастырь. Интересен он в первую очередь своим расположением — монастырь стоит на озере, вокруг которого раскинулось обширное болото. Соответственно попасть сюда не очень то просто.

Наша история началась когда Андрей Рдейское болотоzizis написал в своем ЖЖ предложение посетить это интересное место. Откликнулось несколько человек, но как-то так вышло что к пятнице нас осталось трое: собственно Андрей, Стася Рдейское болотоdva_loskutka и ваш покорный слуга.
Собрались, загрузились в машину и ближе к 9 вечера выехали по Новорижскому шоссе из Москвы. В пол 5 утра позади были 550 километров и мы достигли деревни Наволок, откуда начинается пеший путь к монастырю. Подремав в машине часа три, пьем чай и выдвигаемся в дорогу.
Рдейское болото

Ночевали у каких-то развалин.
Рдейское болото

Утро начинается с фотографирования рассвета, чай с бутербродами это уже второй этап 🙂
Рдейское болото

Проходим километра три по полю и лесу, под конец форсируем гигантские канавы с грязью. Такие глубокие что я чуть не черпнул жижи болотным сапогом (это который по пояс!). И вот наконец перед нами Рдейское болото.
Рдейское болото

А тут мы шли, проваливаясь в лужи и грязь. Как потом оказалось рядом есть почти полностью сухая тропинка через лес 🙂
Рдейское болото

По болоту к монастырю можно пройти двумя путями, во первых — по прямой, по так называемой Старой Монастырской дороге. Тогда придется пройти всего около 6,5 километров, но вся дорога будет проходить по болоту и может занять очень много времени. Второй вариант длиннее, но дорога проходит только частично через болото, а большей частью через лес, правда тоже заболоченный. Мы выбрали второй маршрут, так как короткий путь не всегда быстрый 🙂 Мы же хотели быстрый.
Рдейское болото

Первую часть пути шли по гати. Самый лучший вариант на болоте, по ней можно даже бегать.
Рдейское болото

Я начал даже жаловаться что "как-то не спортивно" (чуть позже я уже жалел о своих словах 🙂
Рдейское болото

Не знаю как в другое время года, но осенью мох на болоте красный, думаю не из-за этого ли болото и назвали Рдейским..
Рдейское болото

Рдейское болото

Гать это хорошо и удобно, но..
Рдейское болото

..довольно скоро она заканчивается.
Рдейское болото

Рдейское болото

Если идти по Старой Монастырской дороге, то вокруг будут просторы, а на нашем пути много деревьев и болото менее серьезное.
Рдейское болото

Самые неприятные места это следы от ГТС, в них можно глубоко провалиться.
Рдейское болото

Долго ли коротко ли выходим к лесу.
Рдейское болото

По мостику пересекаем реку Редья.
Рдейское болото

На входе в лес встречаем трех инспекторов из Рдейского заповедника. Наша дальнейшая тропа лежит как раз вдоль его границы. Присели, пообщались с инспекторами, пообещали в заповедник не соваться и отдохнув отправились дальше.
Самая хорошая часть дороги — лес, да еще и сухой.
Рдейское болото

Вокруг всякие ягоды.
Рдейское болото

И грибы.
Рдейское болото

С погодой нам на удивление повезло. В Москве шли дожди, а тут вдруг неожиданно для нас вылезло солнышко.
Рдейское болото

Сухой тропинке мы радуемся не очень долго. Лес постепенно становится сырым.
Рдейское болото

Андрей, пытаясь сделать кадр, вышел на самый берег Редьи и внезапно провалился по пояс.
Рдейское болото

Рдейское болото

Я решил фотографировать речку только издалека 🙂
Рдейское болото

Снова красный мох.
Рдейское болото

Солнышко помогает делать красочные кадры.
Рдейское болото

Лес постепенно редеет.
Рдейское болото

Идти становится сложнее.
Рдейское болото

Болотный лук 🙂
Рдейское болото

Переходим через Редью обратно.
Рдейское болото

Рдейское болото

Тут когда-то был домик-сарайчик.
Рдейское болото

Рдейское болото

Через деревья наконец-то проглядывает Рдейское озеро.
Рдейское болото

На подходе к монастырю все перепахано гусеницами ГТСок. Тропинка то находится, то теряется. Самый тяжелый участок маршрута, радует что последний.
Рдейское болото

Наконец-то преодолев его мы оказываемся на острове с монастырем. Всего дорога от Наволока до монастыря заняла около 5 с половиной часов (кстати обратно мы прошли за 4).
Рдейское болото

Продолжение — про монастырь.

Фотографии из этого поста на карте.

Источник: silly-sothoth.livejournal.com

Рдейский монастырь. Заброшенный собор, остатки стены, часовня и бытовки для гостей. В избушках живут Юрий — насельник, человек, который самостоятельно поселился и справляет службы с Божьей верою; и Сергей — труженик-плотник.

Дорога через болота труднопроходимая, монастырь стоит в 10 км от ближайшего населенного пункта. За летний период из топи по рассказам местных, вылавливают незадачливых туристов. В болоте много ключей и внутренних ручьев, которые стойки к морозам.

Монастырь стоит в труднодоступном месте. В 1711 году основали "Рдейскую Пустынь" с двухэтажной кирпичной церковью, а в 1764 году упразднили. Храм стал приходским, к которому пройти — уже подвиг духовный и физический. Вскоре и приход перевели в Наволок.

Купец Мамонтов сильно заболел, отошел от мирских дел и стал попечителем приходской церкви в Наволоке, инициатором и главным спонсором: перевода прихода вновь на старое место, строительства нового собора, основания "женской обители с училищем для малолетних детей". Сам собор достроили уже после смерти Александра Николаевича Мамонтова, на дальнейшие пожертвования сына. Успенский собор завершили в 1902 году.

Дотации вкладывали такие, что отстроили новое здание с паровым отоплением, прямую дорогу через болота, конюшни, амбар, прачечную, баню и каретный двор. Странным, или точнее "необычным" кажется несоизмеримость вложений и сил в это далекое место. Новый богатейший собор вмещал 750 человек.

Удивительно, что в озерах рядом с Рдейским монастырем водятся только два вида рыб — щука и окунь; растительноядных и чаек нет. Монастырь сам выбирает людей, некоторые не доходят и тонут в болотах. Другие же не находят дорогу обратно, вынужденно ночуют и видят явления чудес наяву, потом только выходят обратно через болота.

На полу в монастыре стоит ящик итальянской плитки, которую собрал один мужик к себе домой. Начались неприятности, и он принес плитку обратно. Так и стоит в ящике.

Источник: zen.yandex.ru

 Кусок тундры

Представьте себе километры болот, топей, гатей, мха… «Нечто вроде куска тундры, капризом природы перенесенного на 20 градусов южнее тех мест, где ей полагается находиться», как писал путешественник XIX века князь В. А. Оболенский. И вдруг — небольшой островок леса и твердой земли: с трех сторон к нему подступает чистейшей воды Рдейское озеро, но дойти можно только с четвертой, с болот. Потому что берега озера заболочены. И вот на этом пустыре стоит огромный собор в псевдорусском стиле — все, что осталось от богатейшего монастыря, Свято-Успенской Рдейской пустыни.

Рдея. Собор на болотах

 

Раньше добраться до нее можно было даже на карете, но сегодня дорога заросла, прежние гати сгнили. Пешком мало кто ходит на Рдею: в основном люди добираются до пустыни на самоходках, массивных машинах на гусеничном ходу. Садятся внутрь, а смельчаки на крышу, и — поехали! Но даже самоходки иногда застревают, зарываются носом в болотную жижу.

Рдея. Собор на болотах

Мы с друзьями пошли пешком, и решено было добираться в два дня: чтобы не получилось с корабля на бал, из клокочущей Москвы, с поезда — и сразу в монастырскую глушь. Ко встрече со Рдеей хочется подготовиться…

Самое раннее документальное упоминание о монастыре — 1666 год, год строительства того самого первого, деревянного, храма в память основателей сурового Соловецкого монастыря. Хотя, по всей видимости, отшельники селились здесь еще раньше.

Пустынь уже когда-то приходила в упадок и «восставала из пепла»: при Екатерине II труднодоступный монастырь расформировали, хотя местные жители, «жихари», продолжали ходить сюда как в приходской храм. Возродился монастырь благодаря меценату Александру Мамонтову в конце ХIX века. Последний, и единственный сохранившийся, собор — Успенский — строили именно его стараниями в течение пяти лет, с 1897 по 1902 год.

Этот храм вполне достоин стоять в одном ряду со Спасом-на-Крови в Санкт-Петербурге: храмовое пространство, вмещающее около 800 человек, витражи на окнах, плитка, кованые узорчатые решетки, чуть ли не впервые использованное паровое отопление. На освящении в 1902 году собралось столько жителей из окрестных сел и деревень, что в огромном соборе — толчея, и большинство приехавших «усыпало» монастырскую территорию.

«Вереницы богомольцев все прибывают и прибывают. Все помещения для публики (гостиницы и сторожки) нарасхват занимаются. За стенами монастыря около причтовых домов расположились торговцы с пряниками, кренделями, яблоками и селедками; их толпою окружают покупатели-богомольцы. Кое-где раздается веселый смех молодежи. Интеллигенты с важным видом гуляют по берегу озера. Тут же просят откуда-то взявшиеся нищие…» — писал о дне храмового праздника (Успение 1908 года) священник Успенского собора Владимир Мстиславский.

Это момент расцвета монастыря — во всяком случае, внешнего. Он огражден трехметровой крепостной стеной, внутри стоят несколько храмов, в том числе надвратная церковь; гостиницы принимают паломников; обширное хозяйство — пахотные, сенокосные земли, деревни, лес — кормит множество людей; на территории обители — конюшня, каретный сарай, дома причта и избы для рабочих; монахини работают в мастерских, ухаживают за обширным садом, огородами. И на много километров вокруг слышен звон 300-пудового колокола…

Благоденствие и бунт послушниц

Современную Рдею мы увидели совсем другой: от стены остался метр камня, а из нескольких десятков зданий уцелел только собор – стоит, зияет пустыми глазницами зарешеченых окон и плачется стенами, «щедро» исписанными вандалами. Еще в Первую мировую войну рдейская гостиница принимала беженцев, а в Великую Отечественную здесь был партизанский край. Немцы выжигали окрестные деревни, и, чтобы заново отстроиться, местные жители разобрали все здания на кирпичи. Но собор — не тронули.

Хотя он уже тогда стоял пустой…

Революция довольно скоро «докатилась» до рдейских болот — конфискацией имущества, продуктов, скота, посевного зерна. В монастырь пришла скудость. А вместе с ней — бунт. В 1918 году против игуменьи взбунтовались трое послушниц. Они изгнали ее и организовали «комитет» сестер в качестве альтернативного метода управления. Итог — анархия. Вскоре бунтовщицы были изгнаны из монастыря. Но в обитель дисциплина и мирный дух уже никогда не вернулись.

В 1920-е годы закрыли собор, сначала там была сельхозтехника, а в 1934 году здание просто опечатали, местного священника и последнюю игуменью — расстреляли. Собор разворовали, хотя чудом сохранилось мраморное обрамление иконостаса и польская плитка с голубыми цветами, напоминающими и сегодня о «детстве» этого храма.

Эти места знают трех новомучеников. Последний священник Рдейской пустыни, Иоанн Белоликов — потомственный священнослужитель, чьи отец и все семь братьев были в сане — был расстрелян в 1937 году. Трое его братьев также погибли от рук новой власти. Последнюю игуменью — семидесятилетнюю старицу Филарету — расстреляли в 1938 году. Местный отшельник, Юрий, и другие знатоки этих мест утверждают, что была еще одна мученица: говорят, монахиню, жившую здесь отшельницей до 1942 года, пытали и убили партизаны, заподозрив в сотрудничестве с немцами. Правда это или нет, но с тех пор постоянному присутствию человека тут пришел конец. До наших дней…

Отшельник

…Обычная предпоходная переписка: «Разбирайте еду! Кто возьмет продукты для Юрия?» — «Стоп. А кто такой Юрий и почему для него нужны отдельные продукты?» — «Ты все пропустила: это отшельник, он живет один на Рдее!»

Как правило, мы не ходим в обжитые места. Но, как правило, люди при разрушенных храмах и монастырях и не живут. А Юрий семь лет живет на Рдее. Когда-то задумал уйти в монастырь, на Валдай, но, услышав про Рдейскую пустынь, приехал посмотреть, да так и остался. Совсем один. Ребята познакомились с ним в прошлую ходку — зимнюю (обычно люди ходят на Рдею зимой, когда болота покрываются льдами). Соорудили вместе с ним мостки через речку Редью, что на Тропе. Сфотографировались на память. Прошло пять лет. И вот — везем ту фотографию и, конечно, продукты. Юрий обрадуется! Что-то будет?..

Первая ночевка — в бывшем монастырском селе Высокое. Последний житель уехал оттуда еще в 2001 году, кругом запустение, деревянные постройки безропотно разрушаются, но вот чудо: яблони в Высоком клонятся, усыпанные плодами, и до того сладкими и сочными!.. Когда-то это гиблое место было богатой деревней, с конным двором, коровником, садом, пахотными землями.

Из Высокого вышли наугад, не зная тропы, по GPS, и вечером увидели над лесом купола. Рдея! Непривычно твердая земля — не надо смотреть под ноги, «щупать» тропу шестом!

Рдея. Собор на болотах

 Вместо Юрия навстречу выходит какой-то незнакомый мужчина: оказалось, их теперь двое, насельников! Сергей, столяр из Санкт-Петербурга, тоже приехал сюда несколько лет назад и своими руками построил маленькую деревянную церковь вместе с десятками и даже сотнями добровольцев. Более приветливого и «юморного» человека себе трудно вообразить.

— Стой. Спаси меня! — останавливает Сергей одного из спутников, задумчиво бредущего по своим делам. — Возьми огурцы! У меня их столько, я уже их видеть не могу!

 Так что на ужин у нас дополнительное «блюдо»: огурцы и помидоры.

Юрий совсем другого склада: молитвенного. Приехав сюда, он умел только читать Псалтирь. В своей деревне немного пел на клиросе в храме. А тут пришлось самому осваивать устав. Положил себе правило, от которого не отступал ни на день: каждое утро вставать с рассветом и служить утреню. «Однажды работы было очень много — крышу крыл, не успевал закончить, и решил опустить это правило. Пять дней не читал. И так мне плохо было! Понял, что ничто не стоит того, чтобы оставлять молитву».

Это сейчас у него маленькое хозяйство — пасека, огород, а раньше ничего, кроме маленького деревянного домика, не было. «Было иногда так тяжело, что не описать. Если бы не вспоминал, что “претерпевший до конца спасется”, не знаю, как выдержал бы!»

Рассказывает, что в первые годы во время дождей не знал, где в соборе встать так, чтобы на него не капала вода! За десятилетия запустения крыша поросла деревьями, которые практически закрывали собой уцелевшие купола. Налетел слой земли в несколько метров. Когда добровольцы стали очищать ее, сняли и вывезли 80 тонн земли! Вместе с Юрием сделали кровлю, надстроили отсутствовавший центральный купол.

На алтарной перегородке висит почтовый ящик.

На полу — плитка.

Ее пытались вывозить отсюда. Легенда это или нет, но говорят, что облицованные этой плиткой бани или дома сгорали, и по этой или по какой иной причине перепуганные грабители, бывало, возвращали плитку на место. «Ничего не берите в соборе — добром это не кончится», — полусуеверно говорят на видео с Youtube ребята, ездившие на Рдею на внедорожниках. То же говорили многие из бывавших на Рдее.

Рдея. Собор на болотах
 
Рдея. Собор на болотах
Рдея. Собор на болотах

Волчара

Рдея привлекает самых разных людей. К примеру, каждый год в марте сюда прилетают спортсмены на парапланах и дельтапланах — в этом году уже в двенадцатый раз. Фотографии с высоты — просто потрясающие!

Но для кого-то Рдея — святыня, для кого-то — культурное наследие, а для кого-то, увы, — «место силы»…

В храме нам встречается залихватского вида мужчина в черных кожаных штанах и берцах, с волосами в хвост и большущим серебряным крестом на шее. Байкер, наверное? Он почти по-хозяйски входит в алтарь, целует икону. И потом с большой готовностью предлагает нам экскурсию.

Молодой паренек, друг «байкера», тут же приносит из лагеря фонари, и мы спускаемся и в подвалы монастыря… Удивительные, чем-то напоминающие Печорские пещеры — со сводчатыми потолками, лестничной кладкой стен, а главное — совсем сухие! Так тогда строили. В подвале лежит огромный котел — ему 100 лет, а выглядит так, будто стоит немного почистить и он готов хоть сейчас топиться!

Все интересно, хорошо, но что-то режет слух в рассказах нашего нового знакомца — и не поймем никак, что.

— А как вашего друга звать? — спрашиваем у паренька, сгрудившись в темноте подземелья.

— Волк.

— Как-как?

— Волк.

— Нет, серьезно, как вас зовут? — это уже к нашему экскурсоводу.

— Мое имя — Волычар.

— А можно, мы вас как-нибудь попроще будем называть, но похоже? Например, Володя?..

— Нет, называйте меня Волчара.

Улучив минутку, мчимся к Сергею.

— Сергей, а вот что это за человек такой нам все здесь показывал? Волчара, говорит. А как его на самом деле звать-то?

— Горе его звать!

— Как-как?

— Горе! — по-белорусски «гэкая», отвечает Сергей. — Не связывайтесь вы с ним, это компания эзотериков. Кто только сюда не приходит…

Компания «Волка» очень гостеприимна и дружелюбна: они стоят лагерем по соседству и настойчиво зовут нас вечером на копченую рыбу. Вечером заходим к ним. Новые знакомые допытываются: а какие имена у вас, как вас назвали люди? Но нас, как и вас, в крещении называли в честь мучеников — чего тут добавишь?..

Пока большая часть компании где-то ходила, в наш лагерь заглянул Юрий: предлагал присоединиться к нему, почитать правило. Жаль, что разминулись с ним! Но назавтра твердо обещаем себе не проспать и прийти в шесть на утреню…

Воскресенье. Проспав, с приличным опозданием прибегаем в маленький деревянный храм… Утреню служим втроем: один поет, двое читают. Юрий стоит босиком, привычными движениями перекладывает и листает книги. Время летит незаметно.

В собор мы вернемся еще раз, уже без экскурсий и рассказов про нумерологию и «места силы». Стоим без движения, в тишине, — и время снова исчезает…

Бесшумно пришел Юрий, и мы вдруг слышим за спинами его тихий, но уверенный голос:

— А давайте я тропарь Преображению прочитаю?

И читает тропарь и кондак.

— И еще — Успению Божьей Матери. Скоро праздник…

Это потом уже, сопоставив факты, мы поняли, что вышли в день памяти Савватия и Зосимы — покровителей Рдеи, а шли Успенским постом — к храму Успения. Это все потом. А пока — собираемся с силами, чтобы снова «форсировать» болота.

Вот и все. Прощай, Рдея!

 

Рдея. Собор на болотах
 

Как помочь Рдейскому монастырю

Помочь восстановлению Рдейской пустыни Вы можете через Благотворительный фонд возрождения Рдейского монастыря «Фонд Рдейский монастырь».Реквизиты:ИНН: 5317003232/531701001Номер счета: 4070381084313000003Наименование банка: Новгородское ОСБ 8629 г. Великий НовгородК/с: 30101810100000000698

БИК: 044959698

Почтовый адрес фонда: 175270, Новгородская область, г. Холм, ул. Октябрьская, д. 6а

 

Фото Александра Кочевника и др

Редакция благодарит авторов фотоснимков и фонд возрождения Рдейского монастыря за безвозмездно предоставленные снимки.

Источник: foma.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.