Фото трех обезьян


Существует японская притча о трех обезьянах. Одна из них закрывает лапками свои глаза, другая — уши, а третья закрывает свой рот. Своим жестом первая обезьянка говорит: «Я не вижу зло и глупость». Вторая говорит: «Я не слышу зло и глупость». Третья: «Я не разговариваю со злом и глупостью».
После того как мелкие секреты переросли в искусную ложь, семья оказывается на грани распада, несмотря на попытки ее членов остаться вместе, скрывая правду. Чтобы избежать осложнений и обязательств, которые будет невыносимо вытерпеть, члены семьи предпочитают игнорировать истину, не видеть, не слышать и не говорить о ней. Но смогут ли они, ведя себя подобно трем обезьянам, отвергнуть правду своего существования?
Некоторые нэцкэ изображают Самбики-сару — трех обезьян, каждая из которых закрывает лапками либо рот, либо уши, либо глаза. Этот сюжет является иллюстрацией буддийской идеи «не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла». В Японии он связан с главным синтоистским святилищем японцев — храмом Тосёгу.


находится в городе Никко и является мавзолеем всемогущего феодального правителя Японии, полководца и сегуна Иэясу Токугавы (1543—1616). Захватив власть в стране, он прекратил кровавые феодальные междоусобицы, которые до того времени терзали Японию. После его смерти великолепный мавзолей, строительство которого длилось с ноября 1634 по апрель 1636 г., стал своеобразным символом подчинения центральной власти. Непомерные расходы по строительству храма настолько ослабили финансовые возможности местных феодалов, что они уже не могли строить козни против института сёгуната.
В состав Тосёгу входит небольшое, но великолепно декорированное здание Священной конюшни. В ней в свое время содержалась лошадь, на которой, согласно синтоистским верованиям, ездили сами боги. В средневековой Японии своеобразным духом-хранителем лошадей считалась обезьяна. Не удивительно, что стены Священной конюшни покрыты ажурной резьбой по дереву, главными сюжетами которой являются фигурки обезьян. Одна из центральных панелей изображает трех обезьян, демонстрирующих своими позами неприятие зла. Эти полуметровые фигуры широко известны по всей Японии как «три обезьяны из Никко».
Любопытно, что по-японски фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» звучит как «мизару, киказару, ивазару». Японское слово же «обезьяна» звучит сходно с окончанием каждого из этих трех глаголов — «зару» или «дзару». Поэтому изображение обезьян, иллюстрирующих буддийскую идею неприятия зла, является в японской иконографии следствием своеобразной игры слов.

у тему мастера нэцкэ часто отражали в своих произведениях.
Обезьяна Три Мистических Обезьяны с прикрытыми глазами, ушами и ртом означают следующее: «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле». В китайской традиции она символизирует безобразность и плутовство, обладает способностью к трансформации, апотропаична. Является девятым животным Двенадцати Земных Ветвей. В христианстве означает тщеславие, любовь к роскоши. В индуизме она — атрибут бога-обезьяны Ханумана, обладающего божественной силой и являющегося сыном бога ветра Вайи. Кроме того, Ханумана иногда изображают с обезьяньей головой. У индейцев майя Бог Северной Звезды имел обезьянью голову.

Купить фигурку можно в нашем магазине

Источник: www.livemaster.ru

Считается, что эта пословица пришла в Японию из Китая в VIII веке, как часть Тэндай-буддийской философии. Она представляет собой три догмы, которые символизируют житейскую мудрость. Резная панель с обезьянами — только одна маленькая часть большой серии панелей в святыне Тосё-гу.


Всего существует 8 панелей, которые представляют собой «Кодекс поведения», разработанный известным китайским философом Конфуцием. В сборнике изречений философа «Лунь юй» («Аналекты Конфуция») встречается подобная фраза. Только в редакции, датируемой примерно II – IV веками нашей эры, она звучала немного по-другому: «Не смотри на то, что противоречит благопристойности; не слушай того, что противоречит благопристойности; не говори того, что противоречит благопристойности; не делай того, что противоречит благопристойности». Вполне возможно, что это оригинальная фраза, которая была сокращена после того, как она появилась в Японии.



Обезьяны на резной панели — японские макаки, которые очень распространены в Стране восходящего Солнца. На панели обезьяны сидят в ряд, первая из ни закрывает себе лапами уши, вторая закрывает рот, а третья вырезана с закрытыми глазами.

Обезьяны широко известны как «не вижу, не слышу, не говорю», но на самом деле, у них есть свои имена. Обезьяну, которая закрывает себе уши, зовут Кикадзару, которая закрыла себе рот, — Ивадзару, а Мидзару закрывает глаза.


Имена, вероятно, являются игрой слов, поскольку они все заканчиваются на «дзару», что на японском языке обозначает обезьяну. Второе значение этого слова — «уходить», то есть каждое слово можно интерпретировать как фразу, направленную на зло.

Вместе эта композиция на японском языке называется «Самбики-Сару», т. е. «Три мистические обезьяны». Иногда же к известному трио добавляют четвертую обезьяну по имени Сидзару, которая представляет принцип «не совершать никакого зла». Стоит отметить, что согласно общепринятого мнения, Сидзару добавили гораздо позже в сувенирной индустрии, только для коммерческих целей.



Обезьяны представляют собой подход к жизни в религиях синто и косин. Историки считают , что символу трех обезьян приблизительно 500 лет, однако, некоторые утверждают, что подобная символика была распространена в Азии буддистскими монахами, возникнув в древней индуистской традиции. Фотографии обезьян можно увидеть на древних свитках косин, в то время святилище Тосё-гу, где расположено знаменитое панно, было возведено, как священное здание для верующих синто.


Вопреки распространенному мнению о том, что три обезьяны возникли в Китае, скульптуры и картины «не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла» вряд ли найти в любой другой стране, кроме Японии. Самый старый памятник косин, на котором фигурировали обезьяны, был построен в 1559 году, но на нем есть только одна обезьяна, а не три.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Три обезьяны Махатмы Ганди

Мохандас Карамчанд Ганди


Мохандас Карамчанд (или попросту Махатма) Ганди, идеолог независимости Индии, создатель учения «упорства к истине» (सत्याग्रह), более известного, как «ненасилие», вел очень простую жизнь. Ограничивая себя и всячески избегая роскоши и излишеств, к концу своей жизни Ганди владел не более чем дюжиной самых необходимых вещей и умами миллионов сторонников. Удивительно, что среди вещей Ганди была ценимая им статуэтка трех обезьян. По преданию статуэтку Ганди подарили посетители из Китая.

Три обезьяны для Путина

Мадлен Олбрайт Госсекретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) известна помимо прочего тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории. Она надевала на встречу с президентом России Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.

 

Никко в записках путешественника

Редьярд Киплинг Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил Редьярд Киплинг (Rudyard Kipling) в книге «От моря до моря» (Rudyard Kipling. 1899. From Sea to Sea — Letters of Travel). [Читать Р§РёС‚ать текст РєРЅРёРіРё РћС‚ РјРѕСЂСЏ РґРѕ РјРѕСЂСЏ, Редьярд Киплинг]

 


Обезьяны в международном списке символов

Unicode В международный стандарт кодирования символов Юникод (Unicode), начиная с версии 6 (релиз стандарта — сентябрь 2010 г.), включены отдельные изображения трех обезьян. Обезьяны вошли в набор «смайликов» (emoticons) в подраздел «символы жестов» (gesture symbols). Коды символов: «не вижу», «не слышу», «не говорю» соответственно 1F648, 1F649 и 1F64A.

 

Ничего никому не скажу

Эдита Пьеха Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянами известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу»

…Ничего не вижу, ничего не слышу,
Ничего не знаю, ничего никому не скажу…


Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой и Эдиты Пьехи.

Чувства Джеки Чана

Джеки Чан В американском анимационном сериале «Приключения Джеки Чана» (Jackie Chan Adventures) среди 95 серий есть эпизод под названием «The Good, the Bad, the Blind, the Deaf and the Mute» («Хороший, плохой, слепой, глухой и немой»), который в русском переводе назван «Гора трех обезьян». По сюжету антагонист главных героев использует гигантских каменных обезьян, чтобы лишить главных героев и вообще жителей Китая какого-то из чувств: зрения, слуха или дара речи. Команда героев успешно справляется со злодеем и спасает Китай.

 

Анимированные обезьяны

Metro-Goldwyn-Mayer В 1930-е гг. американская кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer в мультипликационных фильмах обращалась к образу трех обезьян. Как минимум в трех мультфильмах «Good Little Monkeys» 1935 г. [смотреть 


Смотреть видео В«Good Little MonkeysВ»], «Pipe Dreams» 1938 г. [смотреть ] и «Art Gallery» 1939 г. [смотреть ] главными героями были три маленькие обезьянки, составлявшие композицию «не вижу, не слышу, не говорю»

 

Детективная история

Эрл Стэнли Гарднер У американского писателя, классика детективного жанра Эрла Стэнли Гарднера (Erle Stanley Gardner) в цикле произведений о Перри Мейсоне есть детектив 1959 г. «Дело о мифических обезьянках» («Дело о мифических обезьянах», The Case of the Mythical Monkeys) [Читать ]. По сюжету главной уликой является привезенный из Японии шарфик с вышитыми на нем тремя обезьянами. Детектив издавался огромное число раз в разных странах и на разных языках. На обложке нередко изображаются три обезьяны.

 

Мартышки Дарьи Донцовой

Дарья Донцова Сверхпродуктивная писательница, автор множества «иронических детективов» Дарья (Агриппина Аркадьевна) Донцова свою юбилейную, сотую книгу из серии о любительнице частного сыска Даше Васильевой назвала «Легенда о трех мартышках» [Читать ].


хотя сюжет, практически, не связан с тремя обезьянами (символ выступает в качестве мимолетного сравнения), три обезьяны (мартышки) вынесены в заглавие детектива.

 

Обезьяны и бомба

Атомный взрыв Американская ядерная программа (т. н. «Манхэттенский проект») предполагала высочайший уроверь секретности. Городок Ок-Ридж (Oak Ridge, штат Теннеси, США) был окружен плакатами, взывающими к сохранению тайны. Дяюшка Сэм предупреждает, а три обезьяны выражают: «все что вы здесь видите, все что здесь делаете, все, что здесь слышите, когда вы уедете отсюда, должно остаться здесь».

PS Обезьяны не смогли сберечь американские ядерные секреты

 

Древнеегипетские приключения

Лара Крофт В культовом цикле компьютерных игр о сексуальной Ларе Крофт (Lara Croft) в игре 1999 г. «Tomb Raider: The Last Revelation» (на русском рынке «Tomb Raider: Последнее откровение.») действие разворачивается в Египте. В последнем эпизоде в Гизе чтобы выйти из Мастабы нужно выполнить задание в комнате трех обезьян.

 

Обезьяньи марки


Почтовая марка Три обезьяны неоднократно изображались на почтовых марках, штемпелях, конвертах и открытках.

Одним из первых «почтовых» изображений трех обезьян стало использованное в серии иракских марок 1977 г., посвященных убийству ливанского политика Камаля Джумблата (كمال جنبلاط‎). Марки трех номиналов имеют единый рисунок центральной части — портрет Джумблата и отличаются только цветом верхней части, где изображены три обезьяны. Обезьяны использованы в качестве политической карикатуры. Англоязычный текст на почтовой марке спрашивает: «Who killed Junblatt!?» (Кто убил Джумблата!?) Обезьяны, символизирующие США, Великобританию и Израиль, намекают на причастность этих стран к событиям гражданской войны в Ливане.

Волна интереса к символике трех обезьян появилась в 2004 г., который по восточному лунному календарю проходил под знаком обезьяны. Марку с тремя обезьянами (на самом деле обезьян на ней много больше, но нам интересны только три из них) выпустила Новая Каледония. Выпуском блока из трех марок приветствовал год обезьяны Таджикистан.

 

Денежная мудрость

Монета Три обезьяны попали и на деньги. В республике Сомали с 1998 по 2004 г. выпускалась серия серебряных монет «Африканские обезьяны». На монете 2001 г. из этой серии изображены обезьяны, закрывающие уши, глаза и рот. А в 2006 г. опять-таки в Сомали уже вне серии выпущены монеты номиналом 4000 шиллингов из золота и из серебра с золотой вставкой с изображением трех обезьян, сопровождаемых подписью «The Three Wise Monkeys» (Три мудрые обезьяны).

 

Три религиозные обезьяны

Атеизм Для американского документального сатирического антирелигиозного фильма 2008 г. «Religulous» (от англ. religious — религиозный и ridiculous — смехотворный, в русском переводе «Верующие» и «Религиотизм») созданы постеры и упаковка с изображением трех обезьян с символикой трех авраамистических религий: иудаизма, христианства и ислама.

 

Швейцарские армейские обезьяны

Швейцарский армейский нож Известнейший производитель складных «перочинных» ножей, швейцарская фирма Victorinox выпустила особый вариант своей популярной модели ножа «Climber» с белыми накладками рукояти, на которых изображены три красные обезьяны. Модель получила артикул 1.3703.7-3MONKE

Кроме того, с обезьянами на рукояти производится и малый нож-брелок «Classic SD» (артикул 0.6223.7-3MONKE)

 

Летучие обезьяны

Воздушный шар Бразильская фирма Aeromagic в 2010 г. изготовила оригинальный воздушный шар в форме трех обезьян

Шар объемом 3300 м2 получил номер PP-XLT. Он выставлялся на продажу за $49 тыс.

Обезьяны самородка

Мыслитель. Скульптура Родена В 1917 г. мартовский журнал «Popular Mechanics» поделился с читателями открытием в Техасе негритянского скульптора-самородка. Среди его произведений первыми запечатлены три обезьяны.

 

Keep It Dark!

Логотип Genesis Английская рок-группа «Genesis» использовала для авторов-исполнителей (Бэнкс, Коллинз, Резерфорд) позы трёх обезьян в оригинальном видеоклипе [смотреть ] на песню 1981-го г. «Keep It Dark». На обложке пластинки-сингла использована фотография статуэтки трёх обезьян. Забавно, что оборотную сторону обложки украшает фото той же статуэтки сзади.

 

Прообразы покемонов

Покемон Три обезьяны послужили прототипом троицы покемонов Пэнсэйдж (Янаппу), Пэнсир (Баоппу) и Пэнпур (Хияппу)

 

Пробковые обезьяны

Бутылочная пробка Всемирно известная итальянская компания «Alessi» предлагает оригинальнейшие дизайнерские предметы интерьера, изделия для сервировки стола и приготовления блюд. Знаменитый дизайнер Стефано Джованнони (Stefano Giovannoni) предложил «обезьянью» серию предметов, в которую входит набор пробок для бутылок, изображающий трех обезьян.

 

Трое в кино

Кинолента Во многих развлекательных фильмах: игровых, музыкальных, анимационных — когда доходит дело до эффектного изображения тройки персонажей (особенно если они обезьяны, но совсем не обязательно), их усаживают в позы трех обезьян с закрытыми глазами, ушами и ртом. Зритель безошибочно считывает такие послания. Например, подобная сцена есть в классической экранизации романа «Планета обезьян» 1968 г.

 

М. В. Успенский. К вопросу о роли даосизма в японских народных верованиях (по материалам миниатюрной японской скульптуры XVII—XIX вв.) 1981 г.
В статье известного специалиста по японскому искусству Михаила Владимировича Успенского рассматриваются даосские японского верования Косин, а также его связь с обезьянами

Р. Киплинг. От моря до моря Глава XVIII Легенда о ручье в Никко; история отвращения несчастья. 1899 г. Перевод В. Н. Кондракова
В книге английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, Редьярда Киплинга описывается посещение святилища Тосёгу в Никко и впечатление от изображения трех обезьян на священной конюшне

Э. С. Гарднер. Дело о мифических обезьянках. 1959 г.
В детективе Эрла Стэнли Гарднера в цикле произведений об адвокате Перри Мейсоне одной из центральных улик в запутанном деле об убийстве служит японский шелковый шарф с изображением трех обезьян

Дарья Донцова. Легенда о трех мартышках. 2009 г.
В ироническом детективе Дарьи Донцовой из цикла «Любительница частного сыска Даша Васильева» стойкость одной из героинь сравнивается с тремя обезьянами

Sculptor In Mud Is Negro Doctor Of Horses. Popular Mechanics, Март 1917, стр. 393.
статья в журнале «Популярная механика» о негритянском скульпторе-самородке с фотографиями его произведений, в т. ч. трех обезьян

Анимационные фильмы

 Good Little Monkeys. Metro-Goldwyn-Mayer. 1935 г.

 Pipe Dreams. Metro-Goldwyn-Mayer. 1938 г.

 Art Gallery. Metro-Goldwyn-Mayer. 1939 г.

Источник: www.liveinternet.ru

Существует японская притча о трех обезьянах. Одна из них закрывает лапками свои глаза, другая — уши, а третья закрывает свой рот. Своим жестом первая обезьянка говорит: «Я не вижу зло и глупость». Вторая говорит: «Я не слышу зло и глупость». Третья: «Я не разговариваю со злом и глупостью».
После того как мелкие секреты переросли в искусную ложь, семья оказывается на грани распада, несмотря на попытки ее членов остаться вместе, скрывая правду. Чтобы избежать осложнений и обязательств, которые будет невыносимо вытерпеть, члены семьи предпочитают игнорировать истину, не видеть, не слышать и не говорить о ней. Но смогут ли они, ведя себя подобно трем обезьянам, отвергнуть правду своего существования?
Некоторые нэцкэ изображают Самбики-сару — трех обезьян, каждая из которых закрывает лапками либо рот, либо уши, либо глаза. Этот сюжет является иллюстрацией буддийской идеи «не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла». В Японии он связан с главным синтоистским святилищем японцев — храмом Тосёгу. Он находится в городе Никко и является мавзолеем всемогущего феодального правителя Японии, полководца и сегуна Иэясу Токугавы (1543—1616). Захватив власть в стране, он прекратил кровавые феодальные междоусобицы, которые до того времени терзали Японию. После его смерти великолепный мавзолей, строительство которого длилось с ноября 1634 по апрель 1636 г., стал своеобразным символом подчинения центральной власти. Непомерные расходы по строительству храма настолько ослабили финансовые возможности местных феодалов, что они уже не могли строить козни против института сёгуната.
В состав Тосёгу входит небольшое, но великолепно декорированное здание Священной конюшни. В ней в свое время содержалась лошадь, на которой, согласно синтоистским верованиям, ездили сами боги. В средневековой Японии своеобразным духом-хранителем лошадей считалась обезьяна. Не удивительно, что стены Священной конюшни покрыты ажурной резьбой по дереву, главными сюжетами которой являются фигурки обезьян. Одна из центральных панелей изображает трех обезьян, демонстрирующих своими позами неприятие зла. Эти полуметровые фигуры широко известны по всей Японии как «три обезьяны из Никко».
Любопытно, что по-японски фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» звучит как «мизару, киказару, ивазару». Японское слово же «обезьяна» звучит сходно с окончанием каждого из этих трех глаголов — «зару» или «дзару». Поэтому изображение обезьян, иллюстрирующих буддийскую идею неприятия зла, является в японской иконографии следствием своеобразной игры слов. Эту тему мастера нэцкэ часто отражали в своих произведениях.
Обезьяна Три Мистических Обезьяны с прикрытыми глазами, ушами и ртом означают следующее: «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле». В китайской традиции она символизирует безобразность и плутовство, обладает способностью к трансформации, апотропаична. Является девятым животным Двенадцати Земных Ветвей. В христианстве означает тщеславие, любовь к роскоши. В индуизме она — атрибут бога-обезьяны Ханумана, обладающего божественной силой и являющегося сыном бога ветра Вайи. Кроме того, Ханумана иногда изображают с обезьяньей головой. У индейцев майя Бог Северной Звезды имел обезьянью голову.

Купить фигурку можно в нашем магазине

Источник: www.livemaster.ru

Место происхождения трех обезьян

Есть много предположений относительно места появления трех обезьян: называют и Китай, и Индию, и даже Африку, но родина трех обезьян — все-таки Япония. Подтверждением может являться прочтение по-японски действий, выражаемых композицией: «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 — мидзару, кикадзару, ивадзару). Суффикс, придающий отрицание «-дзару» созвучен слову «обезьяна», по сути является озвонченным вариантом слова «сару» (猿). Получается, что изображение трех обезьян — своего рода каламбур или ребус, игра слов, понятная только японцу.

Религиозные корни

Несомненно первоначальное религиозное значение обезьяньей группы. Часто ее прямо называют буддистским символом, но не все так просто. Да, буддизм принял трех обезьян, но не он, вернее, не он один был колыбелью трех обезьян.

Религия в Японии обладает особыми свойствами: она необычайно податлива и при этом упруга: на протяжении истории японцы встречали многие религиозно-философские учения, принимали и перерабатывали их, соединяя, порой несоединяемое в сложные системы и синкретические культы.

Культ Косин

Три обезьяны первоначально связаны с одним из японских народных верований — Косин. Имея в своей основе китайский даосизм, вера Косин относительно проста: один из главных постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя»), собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке. Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.

Когда появились три обезьяны

Типичный монумент культа Косин (косин-то) с изображением карающего божества Сёумэн и трех обезьян

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы (косин-то). Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники вряд ли возможно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко».

Три обезьяны из Никко

Никко — один из древнейших и известнейших религиозных центров Японии. Он расположен в 140 км к северу от Токио. Отношение японцев к Никко можно оценить по поговорке «не говори кэкко (яп. замечательно), пока не увидел Никко». А са́мой известной достопримечательностью замечательного Никко служит синтоистское святилище ТосёгуВ списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, включенное в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО и в Национальные сокровища Японии. Тосёгу — комплекс сооружений, украшенных богатой выразительной деревянной резьбой. Второстепенное хозяйственное здание комплекса — конюшня — стала всемирно известной, благодаря вырезанным на ней трем обезьянам.

Конюшня святилища Тосёгу, Никко, Япония
Конюшня святилища Тосёгу, Никко, Япония
Резное панно с изображение трех обезьян
Резное панно с изображение трех обезьян

Помимо всеобщей известности обезьяны из Никко могут дать нам точную верхнюю границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 г., таким образом, к этому времени три обезьяны уже существовали, как единая композиция. Можно осторожно отодвинуть время появления трех обезьян на 1—2 столетия до изображения их в Никко, вряд ли обезьяны в культе Косин заимствованы с конюшни святилища, логичнее предположить обратное направление заимствования, причем символизм должен быть достаточно сформирован и широко известен.

Значение трех обезьян

Обезьяна Мидзару (не вижу). Нэцкэ. Резьба. Самшит.

Смысл композиции часто истолковывается не совсем верно: западному человеку проще увидеть в трех обезьянах эдакого коллективного страуса, засунувшего голову в песок перед лицом проблем.

Так что же символизируют обезьяны? Если вспомнить японское чтение-каламбур (не вижу — не слышу — не произношу) композиции, можно понять, что она служит визуальным выражением соответствующих отрицаний.

Основа, объединяющая разные религиозный и философские течения (в том числе и культ Косин) — цель развития личности — достижение просветления, противостояние всему неистинному (по-английски просто «evil» — то есть злу) внутри и снаружи. Например, у буддистов есть механизмы, которые можно иллюстрировать обезьянками, это выработка своеобразных «фильтров», не позволяющих неистинному достигать сознания, буддист должен «не слышать» «зла». Один из англоязычных вариантов названия композиции из трех обезьян «no evil monkeys» — «обезьяны без зла». Если человек будет соблюдать принципы, изображаемые обезьянами, он неуязвим. А по сути же три обезьяны — плакат-напоминание, вроде советского «Не болтай!», призыв к сохранению чистоты (равно этической и эстетической).

Источники принципа

Сам принцип, выражаемый тремя обезьянами, естественно, был известен и раньше. К примеру, идентичные идеи можно найти у Конфуция (Кун-Цзы) в великой книге «Беседы и суждения» (Лунь Юй), определившей этические и политические нормы в Азии с V в. до н. э. по настоящее время:

12:1
[…]
Янь-Юань сказал: «Позволю себе спросить Вас указать мне составные части его (гуманизма, жэнь
Конфуций отвечал: «Не смотри на то, что противно правилам, не слушай того, что противно им, не говори того, что противно им».
[…]
(приводится по: Конфуций. Афоризмы и изречения.—М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2)

У даосов (Чжуан-цзы, IV в.до н. э.) схожее выражение рассматривается с несколько иной точки зрения:

«…Путь (Дао) неслышим, а если мы что-то слышим — значит, это не Путь, […] Путь незрим, а если мы что-то видим — значит, это не Путь. О Пути нельзя ничего сказать, а если о нем что-то говорят — значит, это не Путь…»
(Чжуан-цзы, пер. В. В. Малявина, приводится по: Чжуан-цзы. Ле-цзы. Философское наследие. Том 123. —М. Изд. «Мысль», 1995. -439 с.)

Можно найти параллели трех обезьян с тремя ваджрами тибетского буддизма, отраженными в японской буддистской традиции, как «три драгоценности»: чистота действия, слова и мысли.

Другие чтимые обезьяны

Не является чем-то особенным и факт присутствия обезьян в религиозной символике. Можно вспомнить почитаемого индусами Ханумана — божественную обезьяну, китайского царя обезьян Сунь-Укуна, героя классического произведения «Путешествие на Запад» или мифического отца всех тибетцев — обезьяну-бодхисатву Пха Трэлген Джанчхуп Сэмпа — везде обезьяна наделена качествами, достойными уважения и почтения.

То есть ко времени появления композиции из трех обезьян, обезьяны в Азии почитались на протяжении не менее тысячелетия.

В Японии произошло соединение идеи и образа, появившихся задолго до этого и в других краях.

В зверином круге

Обезьяна входит число 12 животных (яп. дзюниси, 十二支) т. н. «китайского зодиака». Следующие в строгой последовательности друг за другом животные образуют замкнутый цикл, круг, при помощи которого описывается развитие любых ситуаций. Цикличны любые события, и даже годы восточного календаря обозначаются знаками двенадцати животных, а в сочетании с пятью первоэлементами складывается шестидесятилетний круг, летоисчесление по которому официально велось в Японии до середины XIX в. По сути обезьяна выполняет роль числительного, цифры «9» в двенадцатеричной и шестидесятеричной системах. Слово «косин» имеет те же корни: «ко-» (庚) — один из первоэлементов, называемый обычно металлом, а «-син» (申) — обезьяна. Их сочетание — пятьдесят седьмой отрезок цикла из шестидесяти фаз, считающийся особенно неблагоприятным. Кроме больших шестидесятилетних возможны и малые шестидесятидневные циклы. Видимо, именно на 57-й день 60-дневного цикла и выпадает несчастливый день Косин.

Названия композиции

В Японии композиция из трех обезьян может называться просто «три обезьяны». Это может записываться, как 三猿 (санъэн или сандзару). Более классический вариант использует особенность японских числительных: для счета предметов, существ и явлений используются особые счетные суффиксы. При указании числа одинаковых по форме элементов нельзя сказать просто сколько их, например, «три карандаша», но обязательно «три длинных карандаша». Для счета обезьян к числу «три» (сан) прибавляется суффикс «-бики», получается некоторый аналог русской формы числительного «трое», а перед «обезьянами» (сару) ставится предлог «из» (но). Последний штрих в передаче японских слов русскими буквами (киридзи): перед звуком «б» звук «н» меняется на «м». В итоге получаем самбики но сару («трое из обезьян»), 三匹の猿. Уже упоминалось уточнение названия по месту происхождения (хоть и спорного): «три обезьяны из Никко».

Естественный вариант названия группы по действию каждой из обезьян: «не вижу, не слышу, не говорю» (или не скажу).

В английском языке появились и другие названия. Так как популярная трактовка символа предполагает «не видение, не слышание и не говорение» именно зла, за обезьянами закрепилось название «no evil monkeys» (обезьяны без зла). Еще один вариант добавил обезьянам мудрости: «three wise monkeys» — «три мудрых обезьяны» — такое название встречается и в русских переводах с английского.

Но не во всех восточных учениях, ккоторым применимы обезьянки, последователю требуется закрываться именно от зла, чего-то неэтичного или негативного. Можно проиллюстрировать это знаменитой даосской цитатой:

[…]
Когда все в Поднебесной узна́ют,
что прекрасное — это прекрасное,
тогда и возникает безобра́зное
[…]
Лао-цзы. Дао дэ цзин (Канон пути и благодати)

Иными словами, закрываясь от зла мы порождаем зло. Требуется не удаляться от «плохого», приближаясь к «хорошему», а перестать классифицировать и измерять окружающее, проводя границы и развешивая ярлыки. В каком-то роде с этой точки зрения три обезьяны могут рассматриваться аналогом античной статуи Фемиды с завязанными глазами: они тоже хранят беспристрастность.

Легендарного основателя даосизма поддерживает и ученик шестого патриарха дзэн-буддизма, поэт Юн-цзя Сюань-цзюэ:

[…]
Не бежать от ложных мыслей и не стремиться к истинным,
ибо неведение и есть природа Будды
[…]
Юн-цзя Сюань-цзюэ. Песнь о Просветлении

Для древних даосов чувства, вроде зрения или слуха, рассматривались в качестве преград, как демонские ловушки на Пути и главные причины заблуждений. Не доверять чувствам и не выносить суждений — таким может быть толкование символа.

Имена обезьян

Каждую из трех обезьян можно назвать по действию-отрицанию, выражаемому ей: обезьяна, закрывающая глаза — Мидзару, уши — Кикадзару и рот — Ивадзару. В англоязычных источниках можно встретить название всей композиции из трех обезьян по одному имени mizaru, либо загадочными словами, в которых срослись несколько имен, например, mikazaru или mazaru.

Биологический вид трех обезьян

Обезьяна в горячем источнике. Префектура Нагано Существует множество вариантов композиции с изображением разных обезьян (и не только обезьян), часты, к примеру, шимпанзе, закрывающие глаза, уши и рот. Очевидно, что в Японии должен был быть иной исходный источник образа. Вероятнее всего, в качестве трех обезьян должны были изображаться японские макаки (лат. macaca fuscata), ставшие знаменитыми в последнее время «снежные обезьяны», греющиеся зимой в геотермальных источниках в Адской долине в префектуре Нагано.

Японские макаки в естественных позах «не вижу — не слышу — не говорю»

Изображение трех обезьян

Три обезьяны ныне разошлись практически по всему миру, они изображаются в сувенирной продукции и на бытовых предметах, используются в виде украшения интерьеров и в садовой скульптуре, во многих населенных пунктах мира есть памятники трем обезьянам, их используют уличные художники в граффити и карикатуристы в политической сатире, из можно встретить на монетах Сомали и авторских русских матрешках. Невозможно описать все варианты, поэтому попытаемся ограничиться лишь некоторыми классическими решениями.

Варианты композиции

Разрозненные фигуры

Начиная с классических обезьян из Никко художники могут изображать обезьян отдельно, не ограничивая общей позой или расположением. Такое решение оставляет много свободы, позволяет разместить фигуры живее и непринужденнее.

Три обезьяны. Гипс
Три обезьяны. Гипс
Три обезьяны. Имитация слоновой кости
Три обезьяны. Имитация слоновой кости
Три обезьяны. Имитация бронзы
Три обезьяны. Имитация бронзы
 

Трое в ряд

Более статичный вариант — расположение фигур в ряд, строго анфас к зрителю. Такие композиции встречались на монументах Косин.

Три обезьяны. Литье
Три обезьяны. Литье
Три обезьяны. Резьба. Самшит
Три обезьяны. Резьба. Самшит

Тесная группа

Три обособленных фигуры слишком разобщены, поэтому художникам зачастую хочется показать более тесную связь, общность трех принципов-отрицаний. Один из возможных способов взаимодеиствия — при котором обезьянки друг другу закрывают уши, рот и глаза. Один из факторов, толкнувших композицию к центростремительному объединению — использование трех обезьян в виде нэцкэ. Нэцкэ (нэцукэ) — деталь одежды, брелок, позволяющий к поясу кимоно на шнуре подвешивать носимые вещи, например, кошелек или письменные принадлежностей (карманов-то у кимоно нет). Функциональное назначение определяет габариты и требования к форме нэцкэ: брелок должен быть округлым и умещаться в кулаке. Три отдельные фигуры укладываются в такие требования плохо. Обезьян и сажают друг на друга, и прижимают друг к другу спинами, и заставляют скататься в единый комок.

Три обезьяны. Нэцкэ. Резьба
Три обезьяны. Нэцкэ. Резьба
Три обезьяны. Резьба. Самшит
Три обезьяны. Резьба. Самшит
Три обезьяны. Нэцкэ. Резьба
Три обезьяны. Нэцкэ. Резьба
Три обезьяны. Цуба (гарда японского меча катана)
Три обезьяны. Цуба (гарда японского меча катана).
Приводится по: Скраливецкий Е. Б. Цуба — легенды на металле. -Спб.: ООО «Издательство Атлант», 2005.-328 с.: ил. ISBN 5-98655-015-3

Один за всех

Обезьяна «не вижу — не слышу — не скажу». Нэцкэ, янтарь, Масацугу Кайгёкусай

В любом случае композиция иэ трех обезьян оказывается визуально перегруженной для формата нэцкэ, но резчики выработали «облегченный» вариант: всего одна обезьянка использует все свои четыре лапы, чтобы прикрыть глаза, уши и рот (глаза и рот передними, а уши задними конечностями).

Для единственной обезьяны, замещающей сразу трех, известно имя автора-изобретателя композиции. С достаточной долей уверенности можно назвать мастера Масацугу Кайгёкусая (懐玉斎正次) из Осаки, творившего в XIX в. Любопытно, что такая композиция, вроде бы, повторялась и в России в мастерских Карла Фаберже.

Четвертый лишний

Довольно часто можно встретить группы обезьян, расширенные за счет четвертой, а то и пятой фигурки. «Лишняя» обезьянка или прикрывает промежность и называетя либо «не делать» (зла), либо «не получать удовольствия&raquo. Или обезьяна сидит спокойно, не от чего не загораживаясь (встречается название «не думать»). Сложно сказать, когда и где произошла добавка, но, вряд ли давно и вряд ли в Японии.

Собезьянничать

В Японии появились композиции, повторяющие трех обезьян, но без обезьян, например, картинки с гейшами «не вижу, не слышу, не произношу». И в настоящее время принято «обезьянничать»: достаточно в крупных интернет-сервисах хранения фотографий (вроде Flickr) задать запрос «three wise monkeys» или «see no evil», чтобы увидеть лица сотен и сотен людей. А сувенирная промышленность в позы обезьян сажает кого угодно, можно найти «обезьяньи» группы чуть ли ни всех представителей фауны или персонажей массовой культуры.

Порядок следования

Не существует какого-то одного принятого порядка следования обезьян в композиции. Достаточно посмотреть на обезьян из Никко и сравнить их со стелой косин-то или приведенными фотографиями современных работ.

Культурное влияние трех обезьян

Прежде всего, несомненно вхождение символа трех обезьян в мировую массовую культуру. Композиция если не популярна, то узнаваема практически во всех уголках Земли.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди), борец за независимость Индии, учитель индийского народа и идеолог ненасилия не расставался с любимыми тремя обезьянками, пожалуй, единственной роскошью, которой он мог себе позволить. Сейчас обезьянки Ганди остаются одной из главных реликвий в бывшей резиденции Бапу Кути в ашраме, находящемся в образцовой деревне Севаграм сельской местности Махараштры.

Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил Редьярд Киплинг в книге «От моря до моря» (Rudyard Kipling. 1899. From Sea to Sea — Letters of Travel).

Символы трех обезьян (no evil monkeys) в наборе символов UNICODE-6Отдельные изображения трех обезьян включены в набор символов стандарта Unicode, начиная с версии 6 (релиз стандарта — сентябрь 2010 г.). Обезьяны вошли в набор «смайликов» (emoticons) в подраздел «символы жестов» (gesture symbols). Коды символов: «не вижу», «не слышу», «не говорю» соответственно 1F648, 1F649 и 1F64A.

Три обезьяны изображены на памятной монете Сомали 2006 г.

Три обезьяны изображались на почтовых марках Таджикистана и Новой Каледонии.

Evil Monkey, персонаж мультсериала Family Guy, Fox Broadcasting Company В популярном анимационном сериале «Гриффины» (Family Guy) существует второстепенный персонаж Evil Monkey (англ. «обезьяна зла» или «злая (порочная) обезьяна»). Воплощая детские страхи одного из героев мультфильма, Evil Monkey живет в шкафу, пугает и мучает своего хозяина. В имени обезьяны явна аллюзия-противопоставление английскому названию трех обезьян «no evil monkeys»: если есть «обезьяны без зла», то должна быть и «обезьяна со злом».

Фильм турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана (Nuri Bilge Ceylan), получивший премию Каннского фестиваля 2008 г. за лучшую режиссуру, называется «Üç Maymun» (тур. «три обезьяны»). По сюжету герои пытаются уйти от своих семейных проблем, пытаясь не замечать и замалчивать их. То есть «три обезьяны» рассматриваются авторами, как синоним «позиции страуса».

Целый ряд англоязычных книг и фильмов используют в названии игру с фразой «не вижу — не слышу…», например, американский фильм ужасов 2006 г. «See No Evil» (в русском прокате «Не вижу зла»), кинокомедия 1989 г. «See No Evil, Hear No Evil» («Ничего не вижу, ничего не слышу»), автобиографическая книга бывшего агента ЦРУ Роберта Бэра «See No Evil» («Не видя зла») и т. д.

В детективе Эрла Стенли Гарднера «Дело мифических обезьян» (Erle Stanley Gardner, «The Case Of The Mythical Monkeys», 1959) шелковый шарф с изображением трех обезьян служит центральной уликой. Три обезьяны часто изображаются на обложках разных изданий этой книги.

В репертуаре американской группы Sparks существует песня «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil».

[…]
Hear no evil (Monkey 1 says you shouldn’t hear it)
See no evil (Monkey 2 says you shouldn’t see it)
Speak no evil (Monkey 3 says you shouldn’t speak it)
[…]

Скелетоподобный персонаж, талисман-маскот, украшающий обложки дисков и афиши американской трэш-метал группы Megadeth, с собственным именем Вик Рэттлхэд (Vic Rattlehead) изображается с глазами, закрытыми стальной пластиной, заткнутыми некими металлическими предметами ушами и ртом, стянутым стальными крючьями.

Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянами известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу», вынесенной в эпиграф этой статьи. Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой и Эдиты Пьехи.

В Москве название «Три обезьяны» известно в среде представителей нетрадиционной сексуальной ориентации: отчего-то именно так наименован культовый гей-клуб и туркомпания, занимающаяся гей-туризмомПосмотреть определение в словаре по туризму. Заставка телепрограммы Три обезьяны, Муз ТВ

На телеканале Муз ТВ развлекательное шоу-викторина носит название «Три обезьяны». В ходе игры участники могут лишиться возможности говорить, слушать и видеть.

Госсекретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright), известная тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории, надевала на встречу с Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.

Брошь Мадлен Олбрайт с изображением трех обезьян
Брошь Мадлен Олбрайт с изображением трех обезьян. Орех тагуа, резьба, желтый металл, недрагоценные материалы

В виде трех обезьян весьма часто изображаются политики разных стран на карикатурах: власти глухи и слепы к чаяниям народа и склонны к замалчиванию проблем.

Литература

  • О трех обезьянах на японском языке:
    中牧弘允 『世界の三猿―見ざる、聞かざる、言わざる』 東方出版 、1997.12、 ISBN 4885915449
  • О параллелях с тремя обезьянами в мировых религиозно-философских учениях:
    virgo_splendens Лекции о трех обезьянах. Кон. октября — нач. ноября 2012 г.
  • О трех обезьянах в нэцкэ:
    Все о нэцкэ. Мифологические сюжеты/Сост. С. Ю. Афонькин. Спб: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006.—160 с., ил. ISBN 5-9603-0057-5
  • О трех обезьянах в оформлении традиционного японского холодного оружия:
    Скраливецкий Е. Б. Цуба — легенды на металле. —Спб.: ООО «Издательство Атлант», 2005.—328 с.: ил. ISBN 5-98655-015-3
  • О даосском влиянии на японские веровния и искусство, в т. ч. о происхождении культа Косин и связи с ним трех обезьян
    Успенский М. В. К вопросу о роли даосизма в японских народных верованиях (по материалам миниатюрной японской скульптуры XVII—XIX вв.). Сб. Искусство и религия. Научные труды ГЭ. – Л.: Искусство, 1981, с. 59-75
  • Об учении Конфуция: любое издание Лунь Юй (существует во множестве переводов), например:
    Конфуций. Афоризмы и изречения.-М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.—320 с. ISBN 978-5-91503-117-2
  • Об учении Лао-цзы: любое издание Дао дэ цзин (существует во множестве переводов)

См. подробнее о библиографии

Источник: actravel.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.