Картинки про удмуртию для детей


Удмуртия расположена на востоке Русской равнины, в европейском Приуралье, в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки.

2. Удмуртия на западе и севере граничит с Кировской областью, на востоке — с Пермской областью, на юге — с Башкортостаном и Татарстаном.

3.Удмуртия не маленькая республика. Её территория занимает 42,1 тысячи квадратных километров, что составляет 0,25% общей площади Российской Федерации.

Картинки про удмуртию для детей

4.Территория Удмуртии больше чем территория таких европейских стран как: Бельгия, Македония, Молдова, Нидерланды, Словения, Швейцария, не говоря уже о малых государствах.

5. Наиболее древние археологические памятники свидетельствуют о заселении территории Удмуртии в эпоху мезолита (8-5 тысяч до н.э.).

6.В последующие археологические эпохи в западном Приуралье происходили процессы дифференциации древнего финно-угорского населения. В раннем железном веке (VII I-III вв. до н.э.) в Прикамье сложилась ананьинская культурно-историческая общность, принадлежащая предкам пермских народов — удмуртов и коми.


7. Значительное воздействие на древних удмуртов оказало включение их в Х в. в состав первого государственного образования в Нижнем Прикамье — Волжской Булгарии.

8.С XIII века южные удмурты находились под влиянием Золотой Орды, а затем — Казанского ханства. Крупнейшим ремесленным, культовым и административным центром сохранявших самостоятельность северных удмуртов в эпоху средневековья было городище Иднакар.

9.Первые русские поселения появились на реке Вятке в ХII-ХIII веках. Север Удмуртии стал частью формирующегося Русского государства. К 1557 году после взятия Иваном Грозным Казани завершился процесс присоединения удмуртов к Русскому государству.

Картинки про удмуртию для детей

СТОЛИЦА УДМУРТИИ — ИЖЕВСК

10. Столица Удмуртии город Ижевск основан в 1760 году. Ижевск расположен в Европейской части России между Волгой и Уралом, в междуречье рек Камы и Вятки, на несудоходной реке Иж (правом притоке Камы).

11.Общая площадь города Ижевска 31560 гектаров, население Ижевска – более 650 тысяч жителей. В Ижевске сосредоточены органы управления Удмуртской Республики.

12.Город Ижевск входит в число крупнейших центров российской промышленности.

13.Ижевск имеет развитую систему транспортных коммуникаций: железнодорожный узел, современный аэропорт, автомобильные магистрали.

14.В 40 километрах к югу от Ижевска, на реке Кама, имеется речной порт Сарапул.

15. Положение республики в средних северных широтах и отсутствие поблизости морей и океанов обуславливают умеренно континентальный климат с холодной снежной зимой и теплым летом.


Картинки про удмуртию для детей

ГОРОД ГЛАЗОВ

16. В Удмуртии около 2120 населённых пунктов, но из них лишь 6 имеют статус города, также в республике 11 поселков городского типа и 25 сельских районов.

17. Крупные города республики: Воткинск, Глазов, Сарапул, в которых проживает больше 100 тысяч человек, а в городе Можга — около 50 тысяч.

18. Население Удмуртии — около 1 миллиона 624 тысячи человек. Около 70 % жителей республики сосредоточено в городах и поселках городского типа. Плотность населения почти 40 человек на квадратный километр.

19. В Удмуртии проживают представители более 100 национальностей. Среди них русских – 58,9 %, удмуртов – 30,9 %, татар – 6,9 %.

20.Коренное население республики — удмурты. Это один из древних восточно-финских народов северо-западного лесного Приуралья.

Картинки про удмуртию для детей

ЛЕСА УДМУРТИИ

21. По языку удмурты относятся к финно-угорской семье народов, в которую также входят коми, мари, мордва, эстонцы, финны, карелы, саамы, венгры, ханты и манси.

22. Общая численность удмуртов в мире – около 750 тыс. человек. 67 % процентов из них живут в Удмуртской Республике.

23. 46% территории Удмуртии покрыто лесами, половина из которых являются хвойными.


Картинки про удмуртию для детей

24.Национально-государственное устройство и оборонная направленность промышленности региона и сегодня во многом определяют историческое, социально-экономическое и культурное своеобразие Удмуртской Республики.

25. В течение двух с половиной столетий основой экономического развития Ижевска была промышленность c энергоемкими отраслями — станкостроение и металлургия.

26. До середины XVIII в. население Удмуртии занималось преимущественно сельским хозяйством и промыслами.

27.В 1756 году появился первый завод — Бемыжский медеплавильный, чуть позже железоделательные — Пудемский и Воткинский (1759 год), Ижевский (1760 год) и Камбарский (1761 год).

28.Бурного развития промышленность и культура края достигают во второй половине XIX в. Открываются частные фабрики, мастерские, банки, товарищества, гимназии, училища, театры, библиотеки.

Картинки про удмуртию для детей

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ УДМУРТИИ

29.Предприятия края выставляли свою продукцию на крупных всероссийских и зарубежных выставках. В 1899 году через север, а в начале XX столетия через юг Удмуртии прошли железные дороги Пермь-Котлас и Казань-Екатеринбург, сыгравшие значительную роль в экономическом развитии края.

30. До Октябрьской Революции территория Удмуртии входила в состав Казанской и Вятской губерний. Благодаря своему выгодному геополитическому положению в XX веке Удмуртия превратилась в крупный центр военно-промышленного комплекса СССР и России. В годы Великой Отечественной войны в республику было эвакуировано около 40 предприятий.


Картинки про удмуртию для детей

ДОБЫЧА НЕФТИ В УДМУРТИИ

31. Основными природными ресурсами Удмуртии являются лес и нефть. На территории республики открыто 113 месторождений нефти. Из общего объема добытой нефти 96% реализуется за пределами республики. Годовая добыча нефти здесь 7-8 миллионов тонн.

32.Республика также располагает запасами торфа и азотнометановыми месторождениям, стройматериалами (кварцевые пески, глины, известняки), богата минеральными источниками и лечебными грязями.

Картинки про удмуртию для детей

СЕЛО ГОЛЬЯНЫ, УДМУРТИЯ

33. После окончания Второй Мировой войны ижевские заводы начали разрабатывать и производить автомат Калашникова. Легендарный конструктор стрелкового оружия генерал Михаил Тимофеевич Калашников — почетный Гражданин и житель города Ижевска.

34.В течение последних десятилетий XX века в Ижевске интенсивно развивалась электронная промышленность. В настоящее время Ижевский промышленный комплекс представлен 50 крупными предприятиями машиностроения, металлургии, электроники, химии и т. д.

35. 10 января 1934 года в Удмуртию «пришёл» газ. Этот год оказался одним из самых значимых за несколько десятилетий. Открылись первая ТЭЦ и газовая трансформаторная станция. Газ первоначально поставлялся на заводы и уже потом «пришёл» в дома жителей.


Картинки про удмуртию для детей

РЕКИ УДМУРТИИ

36. В Удмуртии протекает огромное количество рек и речушек — их тут более 7 тысяч. Впрочем, длина 99% из них не превышает десятка километров, но общая их протяжённость около 30 000 километров.

37. Из-за торфяников удмуртские реки Чепца и Сепыч неоднократно меняли свои русла. Поэтому на их берегах люди практически не селятся.

38. Из-за обилия родников Удмуртию иногда ласково называют «родниковым краем».

39. В тех уголках Удмуртии, где ещё сохранился традиционный уклад жизни, главенствующее положение в семье обычно занимает женщина.

40.Именно тут некогда вошли в моду монисты. Их делали, проделывая отверстия в монетах и нанизывая их на верёвочку.

Картинки про удмуртию для детей

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА В ИЖЕВСКЕ

41. В 1931 году в Ижевске открылся первый театр. Удмуртский драматический театр начал свою работу с постановки пьесы на национальном языке под названием «Река Вала шумит». В его составе в самом начале работал ещё и Оперный театр, где выступали артисты Большого театра СССР.


42. До 1924 года Пасху в Ижевске встречали ружейным салютом.

43. Удмурского Деда Мороза зовут Тол Бабай. Изображают его, впрочем, так же, как и привычного нам Деда Мороза.

44. В удмуртском посёлке Бирюза во второй половине 2000-х появилась Куршавельская улица. Она стала первой улицей за пределами Евросоюза, названной в честь знаменитого курорта.

45. В честь удмуртского города Глазов в 1976 году был назван один из кратеров Марса. Кратер, к слову, весьма крупный, диаметром около 20 километров.

Картинки про удмуртию для детей

ГОРОД САРАПУЛ

46. Удмуртский город Сарапул является одним из центров проживания идишеговорящих евреев. В их языке встречается масса заимствований из удмуртского и татарского языков, из-за чего другим носителям идиша порой бывает сложно их понять.

47. Первая аптека в Удмуртии появилась в Сарапуле. Это произошло летом 1851 года. Изначально она называлась вольной. После Сарапула такие заведения начали открываться в других городах республики.

Картинки про удмуртию для детей

48.Удмуртские города Сарапул и Воткинск стали настоящими хранителями истории страны. В Сарапул привезли ценности из музеев блокадного Ленинграда, в Воткинске берегли экспонаты из дома-музея Петра Чайковского.

49. В удмуртских недрах разведаны обширные нефтегазоносные залежи. Объём «чёрного золота» в них оценивается примерно в 300 миллионов тонн.

50. Ижевск изначально был ориентирован на производство оборонных видов вооружений, обеспечивающих безопасность страны. Эта специализация поддерживается и развивается вплоть до настоящего времени.


Картинки про удмуртию для детей

МОНУМЕНТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ В ИЖЕВСКЕ

фото из интернета

Источник: obshe.net

Татьяна Александрова
Проект «Наша Родина — Удмуртия»

Введение

Родина, Отечество — в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играет огромную роль в становлении личности ребёнка.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.


Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности.

Целостность образовательно-воспитательного процесса в детском саду обеспечивается единством принципов развивающей образовательно-воспитательной работы по всем направлениям. В настоящее время остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации». Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М. :1999. – 112 с.

В разные времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.


Вариативная часть к АООП ДО слепых детей, АООП ДО слабовидящих детей, АООП ДО детей с АиК по краеведению разработана с опорой на комплексную основную образовательную программу под редакцией М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду». Образовательная область «Познавательное развитие». В основу положены основные области познания изложенные в программе под ред. М. А. Васильевой. В процессе обучения детей с нарушением зрения воспитатель использует различные приемы обучения в зависимости от степени тяжести зрительного дефекта.

Цель: воспитывать в ребёнке духовно-нравственную и эмоционально- отзывчивую личность через познание и воспитание любви и уважения к малой Родине, к родному краю, к её традициям.

Задачи:

— воспитывать у ребенка любовь и уважение к семье, дому, к городу, к малой Родине, используя комплекс средств (природа родного края, достопримечательности своего региона, достижения жителей родного края).

— познакомить с культурой Удмуртии: национальными обычаями, обрядами, национальной одеждой, удмуртской литературой.

— способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

Средняя группа.

Родная страна.

Моя Родина – Удмуртия.


Продолжать воспитывать любовь к родному краю. Закреплять название населенного пункта – г. Ижевск, названия улиц, где живут дети, где находится детский сад. Рассказывать детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях (набережная, Летний сад, Зоопарк, Цирк)

Государственная символика Удмуртии и России.

Продолжать знакомить детей с символами нашей республики (герб, флаг, гимн). Учить узнавать президента Удмуртии, России, объяснить значение президента в жизни республики, страны.

Праздники.

Дать детям доступные их пониманию представления о государсвенных и календарных праздниках (Новый год, 9 Мая, 8 Марта, 23 февраля, Продолжать знакомить с Удмуртскими праздниками «Гербер», «Войдыр» («Масленица», «Тылобурдоосты пумитан» («Встреча птиц»).

Культура Удмуртии: 1. Мир вещей.

-Дом и его убранство: продолжить знакомство с особенностями построения дома. Познакомить с поверьями и приметами о вхождении в новое жилище удмуртского народа. Знакомство с особенностями построения надворных построек. Познакомить подробнее с постройками: мунчо (минчо) — баня, корка (дом, кыргид (коргид) — хлев.

Продолжать знакомить детей с особенностями убранства дома. Продолжить знакомство с основными понятиями и символами удмуртского дома – стол, печь, красный угол. Рассмотреть убранство удмуртского дома в старину, отметить сходство и различия с современным интерьером. Повторять и расширять знания детей о посуде того времени и о материале из которого его делали (дерево, глина, кора).

-Удмуртская кухня: расширять знания детей о национальных блюдах удмуртского народа. Учить различать 2-3 блюда удмуртской кухни (пельмени, перепечи, табани).

-Удмуртская одежда: знакомство детей с национальным костюмом удмуртов с их элементами, украшениями (маниста, налобная повязка). Познакомить детей с особенностями удмуртского орнамента, что означают цвета в орнаменте.

2. Мир искусства Удмуртии.

-Художественная литература: развивать интерес к книге, к чтению художественных произведений, создавать резерв литературных впечатлений через слушание аутентичных форм фольклора и авторских произведений. Поощрять использование малых фольклорных форм в повседневной жизни. Знакомить с произведениями писателей и поэтов Удмуртии – стихи, рассказы, сказки, загадки…Познакомить детей с героями народных сказок Вукузё – Водяной, Коркакузё – домовой.

Оборудовать книжный уголок, пополнять его новыми книгами, журналами («Кизили» — «Звездочка»») с яркими иллюстрациями, наборами для театрализации. Продолжать пополнять, книжный уголок, спец. книгами для незрячих детей.

-Художественно – эстетическое развитие: продолжать развивать у детей интерес к музыке удмуртского народа и произведениям композиторов Удмуртии. Обогащать музыкальные впечатления детей, через разнообразный музыкальный репертуар. Продолжить знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: крезь, чипчирган, бубен.

Выполнять удмуртские танцевальные движения.

Физическое развитие, игры : знакомить с некоторыми видами спорта, культивируемыми в Удмуртии.

Стимулировать двигательную активность детей через удмуртские народные игры разной подвижности.

Игры: «Вумурт» («Водяной», «Вой горшок» («Горшок с маслом», «Кечпи но пуныос» («Козлёнок и собаки»).

Городской транспорт Удмуртии.

Расширять представление о видах транспорта (часто встречающийся в проживаемой местности, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус, поезд).

Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Труд взрослых.

Продолжать знакомить с различными профессиями (шофёр, почтальон, продавец, врач и т. д.) с профессиями близких людей; расширять и обогащать представление о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.

Старшая группа.

Родная страна.

Моя Родина – Удмуртия.

Расширять представления о малой Родине – Удмуртии. Дать элементарные сведения о столице Удмуртской республики – г. Ижевске. Познакомить детей с историей возникновения города Ижевска и его названия, о его первой улице — Базарная, ныне ул. Горького. Презентация видеоматериала о столице. Учить находить на карте Удмуртии столицу, свой район, свой город.

Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших Удмуртию (М. Т. Калашников, Кузебай Герд, Г. Кулакова)

Продолжать знакомство с культурными явлениями своей местности и Удмуртской Республики (цирк, библиотека, музей и т. д.). Познакомить с домом музеем П. И. Чайковского в г. Воткинске, рассказать о детских годах композитора. Познакомить с резиденцией Тол бабая в Шарканском районе (можно предложить написать письмо, помочь в приготовлении новогодних подарков и т. д.). Познакомить с музыкальными коллективами Удмуртской Республики.

Формировать позитивное представление о людях разной национальности, проживающих в Удмуртской Республике. Познакомить с обычаями, традициями, обрядами народов проживающих в Удмуртии. Воспитывать чувство национальной самоценности. Воспитывать уважение, симпатию, добрые чувства к людям иных национальностей.

Государственная символика Удмуртии и России.

Познакомить с символикой Удмуртской Республики и России (флаг, герб, гимн). Объяснить детям значение цветов и солярных знаков на символах Удмуртии и России. Учить отличать символы УР и символы РФ, знать фамилии президентов УР и РФ, узнавать их на фотографиях.

Праздники.

Расширять представление детей о государственных праздниках (8 Марта, День Защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.).

Расширять знания о Великой Отечественной войне, о героях-земляках М. Т. Калашников, Е. М. Кунгуров, Ф. Пушина).

Дать представление о традиционных и современных праздниках, развлечениях, проводимых в Удмуртии («Рыжий фестиваль», «Палэзян», «Гырон быдтон», «Гуждор»(Лужайка, «Гербер», «Войдыр» (Масленица, «Лопшо Педунь смеётся», «Тылобурдоосты пумитан» (Встреча птиц).

Культура Удмуртии: 1. Мир вещей.

-Дом и его убранство: продолжать знакомство с особенностями построения дома. Дать для сравнения удмуртский, русский дом. Познакомить с поверьями и приметами о вхождение в новое жилище удмуртского, русского народа. Познакомить с особенностями надворных построек удмуртского, русского народа.

Расширять знания детей об особенностях убранства удмуртского и русского дома. Знакомство с основными понятиями и символами дома – стол, стул, печь, красный угол, мужская и женская половина дома. Выделить сходства и различия.

Способствовать формированию характерных для жителей Удмуртии представлений о ценности гостеприимства, взаимопомощи, трудолюбия и в отражении этих черт характера в творческих играх «Кинъёс, кинъёс лыктиллям?» («Кто, кто к нам в гости пришёл?», «Веме» («Помощь», «Вордскем нунал» («День рождение»).

Продолжать расширять знания детей о посуде того времени и о материале из которого его делали (дерево, глина, кора, солома).

-Удмуртская кухня: закрепить знание детей об удмуртской кухне, познакомить с новыми блюдами – костыбеи, кисель (калиновый, овсяный).

Познакомить с особенностями блюд, какое блюдо, к какому празднику подавалось и его значение на праздничном столе.

-Удмуртская одежда: продолжать знакомить с народным костюмом удмуртов. Знакомить с различными видами головных уборов, что означали головные уборы. Украшение, которые применялись (серьги, маниста, бутьмар, налобная повязка). Сравнение русского и удмуртского костюма. Также сравнение женского и мужского костюма.

-Декоративно-прикладное искусство: знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (ткачество, вышивка, деревянные узоры)

2. Мир искусства Удмуртии.

-Художественная литература: показать уникальность природы своего края через знакомство и обсуждение литературных произведений писателей и поэтов Удмуртии.

Учить эмоционально передавать содержание некоторых прозаических текстов и выразительно читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в драматизации удмуртских сказок.

Продолжать знакомить с издаваемыми в республике детскими газетами, журналами.

-Художественно – эстетическое развитие: познакомить с мелодией Государственного гимна Удмуртской Республики.

Развивать песенное творчество на основе народных традиций импровизаций в бытовой и праздничной атмосфере.

Совершенствовать удмуртские танцевальные движения.

Обогащать предметную среду, в музыкальных уголках разместить музыкальные инструменты, дидактические игры, портреты композиторов Удмуртии: П. И. Чайковского, Г. А. Корепонова, Г. М. Корепонова-Камского.

Продолжать знакомить с музыкальными инструментами и их звучанием: духовые – шулан, ударные – тачыртон. колокольчики, бубенчики.

Физическое развитие, игры: развивать интерес к культивируемым видам спорта в Удмуртии. Привлечь внимание к проводимым в республике сельским играм. Проводить малые сельские игры в дошкольной организации.

Развивать чувство гордости за Удмуртских спортсменов победителей Олимпийских игр (Г. Кулакова (чемпионка Олимпийских игр по лыжам, А. Загитова чемпионка Олимпийских игр по фигурному катанию, И. Черезов (чемпион мира по биатлону, М. Вылегжанин).

Транспорт Удмуртии.

Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора.

Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Продолжать закреплять и расширять знания о городском транспорте (троллейбус, автобус, трамвай, маршрутка, поезд, самолет, спец транспорте (скора помощь, полиция, пожарная машина). Познакомить детей с объектами: трамвайное, троллейбусное, автобусное депо, их назначение. Продолжать знакомить с профессиями людей работающих на данном транспорте.

Повторить с детьми воздушный транспорт, по возможности, съездить на экскурсию в аэропорт, в школу юных летчиков.

Познакомить с детьми с различными видами вокзалов: автовокзал, железнодорожный вокзал, аэропорт.

Удмуртия трудовая (Труд взрослых)

Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др. ; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства).

Познакомить с особенностями жизни древних и современных людей на территории Удмуртии – пчеловодство, охота, земледелие, сбор даров леса. Сравнение видов труда жителей Удмуртии в прошлом и настоящем (чем занимались люди в прошлом и сегодня, что изменилось в характере труда).

Расширять представление о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство). Познакомить с некоторыми предприятиями г. Ижевска «Хладокомбинат», «Ижсталь», «Автозавод», «Ижмолоко».

Богатства Удмуртии.

Познакомить с полезными ископаемыми Удмуртии – нефтью, торфом, углем, как их использует человек, как называются профессии, которые добывают эти ископаемые.

Источник: www.maam.ru

Удмурты Бурановские_бабушки_в_БорскомСамоназвание — утморт, укморт, народ в России (численность 715 тыс. человек), коренное население Удмуртии. По переписи 2010 года в России проживало 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии — 410 тысяч. В Самарской области проживает 1236 удмуртов. Общая численность 570 тыс. человек.

Удмурты говорят на удмуртском языке финно-угорской группы уральской семьи; диалекты: северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Письменность на основе русской графики.

Большая часть верующих удмуртов — православные, некоторая часть придерживается традиционных верований.

Удмурты Бурановские_бабушки_в_Борском1Основой для формирования древних удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья. На севере на удмуртов заметное воздействие оказали русские (контакты с XI—XII веков), в 1489 году северные удмурты вошли в состав Русского централизованного государства. Южные удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее — Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552 году присоединены к Русскому государству. Присоединение удмуртов к Русскому государству завершилось к 1558 году. В 1920 году образована Вотская АО, переименована в 1932 году в Удмуртский АО, в 1934 году преобразована в Удмуртскую АССР, с 1991 года — Удмуртская Республика.

Традиционные формы хозяйства: пашенное земледелие (рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, горох, просо, полба, конопля, лён) и животноводство (рабочий скот, коровы, свиньи, овцы, домашняя птица). Огородничество играло сравнительно небольшую роль. Выращивали для домашнего потребления капусту, огурцы, брюкву, редьку и др. Традиционные занятия — охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство долго служили важным подспорьем.

Костюм северного_удмуртаКостюм северной_удмурткиКостюм южного_удмуртаСоставной частью традиционного хозяйства удмуртов были ремёсла и промыслы (в том числе рубка леса и заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка, а также мукомольное производство, извозничество и др.).

Распространёнными занятиями женщин были прядение, вязание, вышивка и ткачество. Ткани для нужд семьи полностью были домашнего производства, часть тканей шла на продажу, удмуртские холсты ценились на рынке. В Удмуртии с XVIII века сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность.

Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была поземельная соседская община (бускель). Община обычно состояла из нескольких объединений родственных семей. При преобладании малых семей сохранялись большие неразделённые семьи. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, вела совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Широко использовалась родственная и соседская взаимопомощь (веме), когда была необходима кооперация большого числа рабочих рук.

Удмурты Женское_нагрудное_украшение_чыртывесьПоселения (гурт) удмуртов располагались в основном цепочкой вдоль рек, вблизи родников. До середины XIX века удмуртские гурты застраивались без улиц: каждый родственный коллектив строился вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселения. Во второй половине XIX века согласно правительственным указам внедряется уличная планировка, при этом родственники селились по соседству, образуя улицу или концы с патронимическим названием. Исторически сложившимися типами посёлков у удмуртов были деревни, сёла, починки.

Традиционное жилище удмуртов — наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями. Двускатная тесовая крыша ставилась прежде на самцах, позднее — на стропилах. Углы рубили в обло, пазы прокладывали мхом или куделью. В начале XX века зажиточные семьи ставили дома-пятистенки, из зимней и летней половин, или двухэтажные дома с кирпичным низом. Удмуртская изба соответствовала северо-среднерусской планировке.

Глинобитную печь (гур) ставили у входа устьем к фасадной стене. На шестке устраивали очаг — северные удмурты с подвешенным, южные, как и татары, с вмазанным котлом. По диагонали от печи находился красный угол, где стояли стол и стул для главы семьи. Вдоль стен тянулись массивные лавки, над ними — полки. Спали на нарах и полатях. Летом жили в неотапливаемой одно- или двухэтажной клети (кенос, чум) с галереей. Их часто ставили под одну крышу с избой, соединяя их сенями, или отдельно, напротив избы, по другую сторону двора. На каждом дворе было культовое сооружение (куа) для семейных молений. Оно служило и летней кухней. Из других надворных построек на усадьбе удмуртского крестьянина были погреб с навесом или срубным помещением — кладовкой над ним, навесы для дров и хозяйственного инвентаря. Хлевы и скотный двор, отделённые забором, примыкали к чистому двору.

Удмурты святилище-куалаТипичная планировка усадьбы П-образная, встречается и Г-образная. Уличную сторону усадьбы составляли фасад дома и глухая стена кеноса или хозяйственного амбара, соединённые оградой с воротами. Наличники окон и столбы ворот украшали солярными узорами в технике трёхгранной выемчатой резьбы.

Североудмуртский женский костюм начала XX века состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи — холщовый белый халат (шортдэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником без грудки. У южных удмуртов к этому времени белая одежда сохранялась лишь в качестве ритуальной, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные удмурты шили с высокой грудкой. Верхняя одежда — полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Обувь — узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки, валенки.

Удмурты Костюм_южной_удмурткиГоловные уборы — налобная повязка (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (чалма, весяк кышет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами (айшон) — аналог русского кокошника. На него накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы — платок, налобная повязка (укотуг), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (такъя). Женские украшения: нагрудные из монет, бисера, чересплечные перевязи камали, бутьмар, серьги (пельугы), цепочки (жильы), кольца, перстни (зундэс), браслеты (поскес), бусы, ожерелья (весь). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники (йырси пунэт) с монетами и бусами. В украшениях северных удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных — монеты.

Мужская одежда: белая, позже пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами. Мужские головные уборы — валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь — холщовые или шерстяные онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя тёплая одежда не отличалась от женской.

Основу питания удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. Активно включают они в свой рацион дикорастущие дары природы: грибы, ягоды, различные травы. Традиционные хлебные изделия: кислый подовый хлеб (нянь), кислые лепёшки с молочной подливой (зыретэн табань), блины с маслом и кашей (мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками — мясной, грибной, капустной и т. д. Одно из любимых кушаний — пельмени мясные, капустные, картофельные, творожные и др.

Удмуртская кухня_перепечиРазличные супы (шыд): с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой; уха; щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные кушанья: простокваша, ряженка, творог. Масло и сметана в прошлом были праздничной и ритуальной пищей, так же как и яйца. Сладкие кушанья — из мёда, конопляного семени. Наиболее характерные напитки: хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуха (мусур), ягодные морсы. Мясо употребляли в вяленом, печёном, но преимущественно в отварном виде. После забоя скота делали кровяную колбасу (виртырем), студень (куалекъясь).

Большое место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. Они были призваны отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: весёлое народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовка и проведение праздников санкционировались общиной.

С переходом удмуртов в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце XIX века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например к Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице и др. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.

Удмуртские лаптиВ устном народном творчестве — мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Ведущее место в декоративно-прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала и др.), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение на бересте. Развита профессиональная культура.

Сохраняется народное музыкальное и песенно-танцевальное искусство. Музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь, ымкубыз), свирель и флейта из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца XIX века древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах.

Источник: detym.samddn.ru

Государственный флаг Удмуртии был учрежден Верховным советом региона 4 ноября 1993 года. Через полгода после этого у республики появился и собственный герб. Из более чем сорока представленных эскизов конкурсной комиссией были выбраны работы молодого удмуртского художника Юрия Лобанова.

Государственный флаг Удмуртии представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище, состоящее из вертикальных равновеликих по ширине полос черного, белого и красного цвета.

В центре белой полосы изображен восьмиконечный солярный знак. Его название на удмуртском языке звучит как «толэзе» («лунный») или «шудо кизили» (счастливая звезда).

Черный цвет является символом земли и стабильности, красный – цветом солнца и символом жизни, белый – символом космоса и чистоты нравственных устоев.

Восьмиконечный красный солярный знак – оберег, который по преданию оберегает человека от несчастий.

Герб Удмуртии
Государственный герб Удмуртии

Герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-черного цвета с изображенным на нем белым лебедем с раскрытыми крыльями. На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак – оберег. В нижней части щита расположены надписи на удмуртском и русском языках.

Обобщенный образ белого лебедя или человека-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Солярные знаки, по преданию, оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, малые – космическим.

История флага Удмуртии 

На протяжении своей почти столетней истории Удмуртия успела сменить пять флагов. Первые четыре представляли собой дополненный элементами флаг СССР и менялись вместе с символикой Советского Союза:


Конкурс на создание своего, оригинального флага и герба Удмуртской Республики был объявлен в 1992 году. Всего было представлено около 40 проектов.

По причине недостаточного знания многими конкурсантами удмуртской мифологии профессор Владимир Владыкин прочитал для них несколько лекций о религиозно-мифологической картине мира удмуртов, в которых осветил, в том числе, вопросы космогонии, доминант цветовой гаммы, наиболее значимых символов и знаков.

После тщательного рассмотрения работ первую премию комиссия присудила выпускнику художественно-­графического факультета Удмуртского государственного университета, художнику журнала «Инвожо» Юрию Лобанову.

Юрий Лобанов
Юрий Лобанов, художник-график, художник журнала «Инвожо», книжного издательства «Удмуртия», 1992 год. Фото: Центральный Госархив Удмуртии ©

Когда я учился в школе, про удмуртов вообще никаких книг не было. Про древность удмуртов, про историю удмуртов. По крупицам мне приходилось собирать это все. Черный, красный и белый цвета пришли через профессора Владимира Владыкина. У флага были полосы горизонтальные, но потом, в ходе обсуждения, пришли к финальному результату

Юрий Лобанов, автор Государственного флага Удмуртии

Сегодня флаг Удмуртии наряду с флагом России развевается над многими госучреждениями республики, сопровождает делегации региона на различных форумах, конкурсах и соревнованиях. В 2013 году флаг Удмуртии был водружен на Северном полюсе. В экспедиции, посвященной 90-летию спортивного общества «Динамо», республику представлял школьник Евгений Герасимов.

Евгений Герасимов водрузил флаг Удмуртии на Северном полюсе
В 2018 году Евгений Герасимов водрузил флаг Удмуртии на Северном полюсе. Фото: loveudm.ru ©

История герба Удмуртии

Герб Удмуртской АССР
Герб Удмуртской АССР

Первоначально в гербах всех республик СССР присутствовали серп и молот, символизирующие коммунизм, восходящее солнце и колосья. А также начертан лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на официальном языке республики и на русском языке.

В Конституции Удмуртской АССР, принятой 31 мая 1978 года, к описанию герба добавился еще один элемент – звезда. «В верхней части герба – пятиконечная звезда».

Новый герб Удмуртии, как и флаг, должен был стать уникальным произведением. И здесь творцам предоставлялось широкое поле для фантазии.

Например, Касим Галиханов предлагал такие проекты:

Проекты Герба Удмуртии от К. Галиханова
Проекты Герба Удмуртии от К. Галиханова

В первом в центре круглого щита располагалось изображение ели, как образа часто встречающегося в мифологии удмуртов. Во втором представленном им варианте в центре щита было помещено изображение утки. Галиханов опирался на удмуртский миф о сотворении мира. Он полагал, что именно утка была тем существом, которое Бог послал принести землю со дна мирового океана для создания суши.

Дизайнер Ижевского механического завода В.С. Ковальчуков и депутат Верховного Совета Удмуртии, член Союза художников России, кандидат искусствоведения краевед Е.Ф. Шумилов предлагали разместить на гербе изображение италмаса.

Проект герба Удмуртии от В. Ковальчукова и Е. Шумилова
Проект герба Удмуртии от В. Ковальчукова и Е. Шумилова

Юрий Лобанов в своей работе обратился к пермскому звериному стилю и в центр герба поместил изображение старинного амулета, найденного в ходе археологических раскопок.

Эскиз символа для герба Удмуртии от Ю. Лобанова
Эскиз символа для герба Удмуртии от Ю. Лобанова

В ходе доработки герба было предложено мифической птице расправить крылья. В итоге сложился образ, устраивающий большинство.

Герб я сделал в пермском зверином стиле, потому что мы были безумно влюблены в эту пластику. За основу взял птицу в стремительном полете. Далее в творческом процессе превращения ее в человека-лебедя участвовали коллективно: я каким-то образом это все соединял. Компьютеров не было, все мне приходилось делать вручную, через копирку, при этом в рисунке есть какая-то теплота. А лебедь для удмуртов – священная птица

Юрий Лобанов, автор Государственного флага Удмуртии

Государственный герб Удмуртии
Государственный герб Удмуртии

В 1994 году «За большие заслуги в разработке Государственного флага и Государственного герба Удмуртии» Юрий Лобанов был удостоен Государственной премии Удмуртии.

Хотите знать больше, оставайтесь с проектом «#Про100летУдмуртии».

Источник: udmurt.media

Обновление информации и описание новых мест с этого момента и далее будет осуществляться на сайте татын.ру.

Давно хотел написать такой пост. Урал, например, интересен и там много есть красивых мест. Удмуртия же фактически является Предуральем и бытует мнение, что смотреть у нас особо нечего. Равнины, деревни без дорог и больше ничего толком нет. Это не совсем так.

Но сразу хотелось бы сказать, что мой топ-20 — это именно мой топ, и взгляды других людей на то, какие места интересные и красивые, могут отличаться от моего. И это нормально. Вобщем, с моей версией можно соглашаться или нет, но я смотрю на сабж через призму красот именно удмуртской глубинки. И не нужно сравнивать это с Башкирией, Алтаем или Крымом.

В Ижевске, кстати, тоже есть что посмотреть. Например: http://smorodina.com/objects/search?text=%D0%98%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA&tab=sightseeing

Я же опубликую краткую информацию о тех местах, о которых очень широко известно, так и о тех, которые не очень на слуху. Думаю, что мою филькину грамоту будут читать в основном неглупые люди, поэтому нет необходимости говорить о том, что специально обученных людей во всех этих местах нет, поэтому свой мусор съедаем прямо на месте или увозим с собой.

1. Кулига (Кезский район), исток Камы и медвежий угол УР. 210км от Ижевска.

DSCF0241.jpg

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/242217.html


2. Мувыр (Шарканский район). Здесь сохранились декорации после съемок фильма «Тень Алангасара». Нужно ехать именно в Мувыр, расположенный в Шарканском районе. Так как Мувыра в Удмуртии два. Сами декорации находятся не непосредственно в черте деревни, а за лесом, на берегу пруда. 84км от Ижевска

DSCF0263.jpg

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/242217.html


3. Зуевы Ключи (Каракулинский район). ~150км от Ижевска. Последние 10-15 километров пути преодолеваются не так быстро, как вся предыдущая дорога: асфальта нет. Известно как минимум семь источников, но наиболее раскрученными являются два. «Несколько веков назад, в этом месте поселились два монаха-отшельника. Вели благочестивый образ жизни, усердно молились, жили в смирении. Но вот настал их срок, и оба умерли, каждый в своем скиту. Люди из близлежащих деревень похоронили их с почестями там, где они и жили. И вот, через некоторое время, на месте могилы одного монаха заструился Святой ключ, а на месте другого – Гремячий. Позже люди заметили целительные свойства обоих родников и потек сюда нескончаемый поток страждущих исцеления.» (ц)

DSCF0044.jpg

Таким образом, на данный момент воду из «Святого ключа» называют живой — т.е. пригодной и полезной для внутренного применения. Народная молва гласит, что она может стоять на сохранении месяцами и не портиться. Любой, кто привозил воду с каких-нибудь родников или огорода знает, что вода быстро «тухнет» и «гниет». В случае с водой из родника «Святого» утверждается, что этого не происходит.

Вода из ключа «Гремячего» считается мертвой: в целом она пригодна для внутреннего употребления, но значительно полезней ей обливаться. Говорят, что так быстрее будут заживляться имеющиеся раны на теле и все этом духе. Оба этих родника находятся буквально в 300 метрах друг от друга.

Самая основная ошибка тех, кто ищет родник, заключается в том, что они заезжают в поселок Зуевы Ключи. В действительности, поселок не имеет с этими родниками ничего общего, за исключением того, что просто находится рядом с ними. В целом, его название географически обосновано. Ведь родники находятся между Зуевыми Ключами и поселком Зуево, но, тем не менее, ближе к первому.

Чтобы добраться до родников, нужно выехать на перекресток проселочных дорог. Координаты перекрестка: N055 52.888, E053 14.886

И ехать мимо часовни. Координаты часовни: N055 52.215, E053 16.074

От часовни налево будет родник Гремячий (с мертвой водой). Координаты Гремячего: N055 52.337, E053 16.077

А если продолжать ехать прямо, то после крутого спуска вниз и сразу направо, будет Святой ключ — с живой водой. Там же, внизу, стоит купель. Вода из родника, в отличии от Гремячего, течет очень слабо. Один литр воды, в среднем, набирается за одну минуту. Координаты Святого ключа: N055 52.173, E053 16.169.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/241798.html


4. Чегандинские пещеры (Каракулинский район). Находятся недалеко от Зуевых Ключей, поэтому имеет смысл захватить сразу оба этих объекта за одну поездку. Еще это место известно как пещера Белая. Пещера, в которой известная нашим современникам длина коридоров простиралась на полтора километра, а ныне составляет менее 100 метров, прославились тем, что в них побывали в свое время Стенька Разин, Пугачёв и Ермак. «Экскурсоводы часто рассказывают, что Стенька Разин и Емельян Пугачёв прятали в этих глубоких пещерах свои сокровища, часть которых собрали с кораблей проплывающих по устью Белой.» (ц)

Еще одна легенда рассказывает про старца. «По легенде, раньше русло Камы было очень бурным, редкий корабль мог пройти его. Потому все суда выстраивались в очередь в ожидании, когда этот самый старец выйдет из пещеры и подымет руки. Тогда река успокаивалась, и корабли могли спокойно продолжать свой путь.» (ц)

DSCF9892.jpg

Насколько я знаю, раньше было четыре входа в пещеру. Сейчас с трудом обнаруживается один. Лучше всего его видно с воды, но можно без особых проблем подобраться и по суше. Нужно свернуть на проселочную дорогу между Чегандой и Усть-Бельском и ехать через поле до кострища. Первым попадется более менее обжитое кострище, но придется свернуть направо, к очень невнятной дороге, ко второму кострищу.

Двигаемся до второго кострища. Координаты кострища: N055 54.997, E053 31.776

От самого кострища направо идет вполне просматриваемая тропа. Идем до пещер. Координаты входы в пещеры: N055 54.906, E053 31.791

Большую часть пещер засыпало. Они вырыты в песчаннике, который сходит пластами. Например, один из местных жителей сказал, что в прошлом году вход в пещеру был значительно уже. А теперь пласт сошел и вход стал шире. Таким же манером, полагаю, часть ходов в пещере и засыпало и от полутора километров осталась жалкая стометровка. Местные очень не рекомендуют заходить туда в одиночку и без веревки, зацепленной к напарнику.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/241798.html


5. Сидоровы горы. ~50км от Ижевска. Едем через Гольяны и Докшу в сторону Воткинска. Будет указатель (поворот направо). Едем прямо, никуда не сворачивая до упора — пока не увидим Каму. Сидоровы горы — непосредственно сам поселок, в который можно проехать, сделав еще один поворот направо по грунтовке. Само место правильнее называть Паздеры — здесь раньше было село.

DSCF7574.jpg

«Паздеры было дворцовым селом, поставлявшим стерлядь прямо к царскому столу. Первое сохранившееся письменное упоминание о дворцовом селе Паздеры датируется концом XVI века. Свободолюбивые беглые переселенцы, достигшие этих мест, принесли с собой не только высокое мастерство во многих областях хозяйства, но, прежде всего, духовную православную культуру. Так в селе зародилась традиция возведения сразу нескольких культовых построек: две часовни и церковь.

Предание донесло до наших дней рассказ об удивительных событиях, связанных с чудесным явлением на берегу Камы чудотворных икон.

Старинные чудотворные иконы – это выполненная в пластике композиция Голгофы. В центре композиции распятый на кресте Христос. На Его склоненной голове – терновый венец. Слева от Христа скорбящая фигура Божией Матери. Она опустила глаза, скрестила руки на груди. Справа от Христа стоит Иоанн Богослов, Его любимый ученик. Традиция поклонения пластическим иконам в современном православном храме утрачена на рубеже разделения Христианства на Православие и Католицизм. Это единственные иконы, расположенные в современном православном храме Вознесения Свято-Успенского женского монастыря. Многочисленные чудеса исцеления от обращения к иконам делают их уникальными. В храме Вознесения находятся иконы, выполненные Афонскими монахами в начале прошлого века.

Большое,крепкое село,когда-то размашисто,в три километра населявшее камский берег,уничтожено советской властью под предлогом затопления этих мест. Cейчас на месте села распаханные поля да заросшие высокой травой пустыри.» (Источник: http://wikimapia.org/16378634/ru/%D0%9F%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%8B)

Отчеты о поездках: http://shixaro.livejournal.com/tag/%D0%A1%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8B


6. Географический центр Удмуртии (Увинский район). Расстояние зависит от того, по какому пути туда добираться. Есть четыре основных маршрута, по которым можно добраться. Один из них пролегает через Сентег-Кияик — Чекан — Эрестем.Другие три это: Ува — Чекан — Эрестем, через Викурдан, через Чур — Малая Итча — Эрестем.

Географический центр Удмуртии

Самый простой по покрытию трассы и внедорожным сюрпризам, но, одновременно, самый длинный — это через Уву (хорошо за сотню км). Самый короткий с кучей приключений — через Кияик (~60км). Нечто среднее между этими двумя — через Викурдан (по грунтовке где-то 12-15км). А четвертый (Чур — Малая Итча — Эрестем). После Малой Итчи на моноприводе лучше не соваться.
Существует и пятый маршрут. Едем по Як-Бодьинскому тракту, уходим на Малые Зятцы, едем в сторону Викурдана (родник «Потерянный ключ»), и через 10 километров лесной дороги будет поворот налево. На легковой машине пытался проехать два раза и оба раза терпел фиаско. Но дорога есть — уазики бегают. В конце концов, там пара километров остается, можно пройти пешком.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/tag/%D0%AD%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC


7. заброшенный храм в с.Выезд (Сарапульский район). 90км от Ижевска.

Точно такой же храм есть и в Кигбаево, и он реставрируется.
Ходить нужно осторожней. Есть шансы поймать головой кирпич или провалиться на крыше.

DSCF8443.jpg

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/tag/%D0%92%D1%8B%D0%B5%D0%B7%D0%B4


8. гора Байгурезь (Дебесский район). Крутой холм, подмываемый Чепцой. 251метр над уровнем моря. Проезжаем Дебесы и первый же поворот налево — на грунтовку. На вершине установлен столик. Местные любят приехать сюда на пикничок. Последние 100-150 метров, которые нужно проехать по лесу, могут быть труднопроходимы для моноприводного транспорта. Зимой место доступно только пешком. ~145км от Ижевска.
Координаты: 57°39’7″N 53°45’32″E

DSCF0255.jpg

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/242217.html


9. Старая мельница в Карамас-Пельге (Киясовский район). Сейчас, когда-то действовавшая мельница, стоит без шапки. Возможно, из нее будет сделан экспонат. Там наблюдались свежие переложенные доски недавно. Помимо мельницы можно сразу же посмотреть и умыться в трехсотлетнем роднике. 75км от Ижевска.

DSCF8060.jpg

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/tag/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0


10. Трехсотлетний родник в Карамас-Пельге (Киясовский район).

«Родник с хрустальной водой жители Карамаз-Пельги особенно почитают. По народным преданиям роднику более 300 лет. Испокон веков жители этой деревни перед началом всякого большого дела приходили сюда и обязательно умывались этой родниковой водой.» (ц)

DSCF7972.jpg

Вода вкусная и очень холодная. 75км от Ижевска. Как проезжаем спуск и преодолеваем мост через пруд (ныне высохший — требует перепроверки, информация актуальна для лета 2014), то перед подъемом будет первый же поворот налево — там деревянный мост. Проходим его пешком. И слева будет родник.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/223569.html


11. родник «Святой» (ныне Святой ключ имени святых мученников Фрола и Лавра (Первомайский. Киясовский район).

DSCF6478 Panorama_e.jpg

Находится между поселком Первомайский и с. Киясово, ближе к первому. Ныне именуется Святым ключем святых мученников Флора и Лавра (покровители домашнего скота и etc). Называться так должен был ключ с «живой» водой , который расположен ниже часовенки, на Зуевых Ключах. Однако назвали этот.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/tag/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9


12. Водяная мельница в Турынгурте (Увинский район). Расстояние от Ижевска: 52км.

DSCF4986.jpg

Полноценный осмотр мельницы пока невозможен. Старый мельник умер, а новый еще не появился.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/247458.html


13. пруд в Коробейниках (Киясовский район).

Рассвет в Коробейниках

Пруд находится в границах урочища Коробейники — здесь когда-то была одноименная деревня, а теперь остался только пруд. Несколько лет назад велись небольшие работы по расчистке и приведению территории в порядок. В пруд запустили новую рыбу. После этого некоторое время рыбалка была запрещена вовсе, а потом стала платной. По данным ИжФиша от июля 2014 рыбалка там вновь бесплатная. В 2013м году пруд серьезно обмелел. На пруду можно наблюдать водяную курицу, часто летают цапли. Сам пруд весьма живописен и виден с трассы (если ехать в Киясово, то он будет по правую сторону). Находится в 5км от Киясово и в ~61км от Ижевска.

Подъехать к нему можно либо съехав с тракта (там стояла будка с охраной), либо с другой стороны — свернув через проселки либо с дороги на Подгорное, либо от Данилово.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/207005.html


14. городище Иднакар. Есть музей-заповедник Иднакар (находится в самом Глазове), а есть городище Иднакар, которое располагается на горе Солдырь (Глазовский район).

DSCF5238.jpg

Там же, рядом, находится и одноименный населенный пункт. Поэтому, чтобы доехать до городища, не нужно забивать в навигатор координаты объекта (58.149075°, 52.733727°). Достаточно просто ехать в Солдырь. Проезжаем Глазов, резкий подъем в гору (по удмуртским меркам — вполне себе гора) и сразу становится очевидно, что мы заехали на гору Солдырь (Солдырьгурезь). На подъезде к горе со стороны Глазова отчетливо видны памятники на краю Солдырьгурези. Это старое кладбище. Самые свежие могилы из увиденных датируются 1968м годом. Само кладбище очень маленькое и находится на краю горы. Вся остальная часть горы свободна и посетителей там хватает. По пути на гору можно остановиться посмотреть на Чепцу с моста в самом Глазове. ~177км от Ижевска.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/248058.html


15. родник Викурдан (Потерянный Ключ). Чистая и вкусная вода.

DSCF0223.jpg

Родник находится в небольшом логе и вода вырывается из под земли в 10-12 местах. Можно сказать, что родник находится в географическом центре УР, а потому добраться можно примерно также. Поэтому в поездке имеет смысл посетить сразу оба места. Едем по Як-Бодьинскому тракту, уходим на Малые Зятцы, едем до поворота на лесную дорогу, с соответствующим знаком. И 12км по лесной дороге, не сворачивая.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/230655.html


16. Вукогурезь (Мельничная гора). Дебесский район, близ деревни Тольен. Место, очень схожее с Байгурезью, но, кажется, все-таки симпатичнее.

DSCF5341.jpg

Очень порадовало, что стоят мешки для сбора мусора рядом со столиком и соответствующее объявление. Впрочем, в радиусе десяти метров удалось обнаружить пару выкинутых несознательными гражданами пластиковых пивных бутылок. Вукогурезь находится практически на берегу реки Чепцы, внизу виднеются остатки водяной Тольёнской мельницы.

Добраться можно двумя способами — либо заехав в Тольен и потом через поле, упереться в ручей, а потом идти метров 100 пешком и подняться на Вукогурезь ногами, либо съехать с трассы и проехать по грунтовке пару км. Съезд с дороги весьма крутоват и никак не обозначен.
Координаты поворота на Вукогурезь: 57°42.219′ 53°43.368′
Координаты Вукогурези: 57°41.754′ 53°42.784′

Расстояние: 150км от Ижевска.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/248058.html


17. Памятник Александру II в с.Полом. Установлен в честь отмены крепостного права. Координаты памятника: 57°46.574′ 53°27.139′
Там же, рядом с памятником, находится импровизированный спортивный уголок.

DSCF5365.jpg

Первое упоминание села Полом датируется 1615м годом. Таким образом, в этом году ему 400 лет.

«6 октября 1824 года село Полом посетил российский император Александр I.

В мае 1837 года через село Полом в Пермскую губернию проехал цесаревич — будущий царь Александр II, которого сопровождал поэт В. А. Жуковский. Предположительно в 1862 году в Поломе был установлен памятник Александру II работы екатеринбургского мастера А. С. Новикова с надписью: «Царю-освободителю от крестьян Игринской, Тольёнской и Поломской волостей».» (Источник: http://udmkrai.unatlib.ru/?p=9)

Расстояние: ~190км от Ижевска. Ехать нужно через Дебёсы.

Уже после поездки пришла следующая информация: «Помимо памятника Александру II, недалеко от Полома можно посмотреть заброшенную мини-ГЭС. Достаточно интересное место, там сохранился даже остов плотины и здание самой станции.»

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/248058.html


18. Дача Башенина (Сарапульский район)

IMG_6436.jpg

г.Сарапул, ул.Достоевского 60. ~60км от Ижевска. В конце 2013го года билет стоил 80рублей. Вероятно, сейчас цена не сильно изменилась. На тот момент бесплатная фотосъемка была запрещена, за это требовали деньги. Нарушение законодательства было устранено по предписанию.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/235738.html


19. прудик рядом с д.Кумырса (Киясовский район).

Пруд близ села Кумырса

Тихое, симпатичное и облюбованное местными рыбаками место. Фактически Кумырса — это тупик. Въезд в нее, кажется, всего один. Чтобы добраться до пруда — нужно съехать вправо на проселочную дорогу до указателя Кумырса (несколько лет назад он был проржавевшим насквозь и нечитаемым, но сейчас его вроде бы заменили). Плотина у прудика — единственный вариант ехать в соседние деревни в частности и Татарстан вообще, не делая обратно крюк через Киясово и Малую Пургу. После дождей на моноприводе там делать нечего. Расстояние: 100км от Ижевска.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/207359.html


20. д.Сундур (Игринский район).

DSCF5387.jpg

С возвышенности наблюдается интересный панорамный вид. Там даже установлена скамейка, чтобы можно было созерцать с удобствами. Проезжая мимо, можно часто наблюдать остановившихся полюбоваться людей.

Недостойно отдельной поездки, но мимо проезжать не стоит. Расстояние от Ижевска: 91км.

Отчет о поездке: http://shixaro.livejournal.com/248058.html

Источник: shixaro.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.