Оттепель описание


«Оттепель» — российский двенадцатисерийный драматический телесериал режиссёра Валерия Тодоровского, производство киностудии «Мармот-фильм». Премьерный показ состоялся на «Первом канале» со 2 по 10 декабря 2013 года. Скоро, в июне 2018 года, на Первом канале состоится повторный показ сериала «Оттепель».

Сценарий писался полтора года, а сняли все 12 серий всего за три месяца. Натурные съёмки проходили в Минске. Там проще делать фильмы, действие которых разворачивается в советские годы, меньше рекламы и прочих примет времени. Чтобы точнее передать ощущения 1960-х, художником-постановщиком и художником по костюмам была проделана большая работа.

Кадр из сериала "Оттепель"
Кадр из сериала «Оттепель»

Сюжет сериала «Оттепель»


Время действия — 1961 год. Кинооператор Виктор Хрусталёв попадает в сложную ситуацию. Его подозревают в причастности к гибели друга, талантливого сценариста Кости Паршина, который покончил с собой во время запоя. Органы пытаются любыми способами посадить Хрусталёва в тюрьму. Виктору надо снять комедию «Девушка и бригадир», чтобы получить разрешение сделать фильм «Осколки» по замечательному сценарию, оставшемуся после погибшего друга-сценариста. Этот сценарий хочет поставить молодой режиссёр Егор Мячин. Хрусталёв устраивает его стажёром к маститому режиссёру Кривицкому на комедию. В этом же фильме снимаются бывшая жена Хрусталёва, Инга, и его молодая возлюбленная Марьяна, в которую влюблён и Егор Мячин.

Основное действие фильма происходит во времена «оттепели» — в 1961 году, на студии «Мосфильм». Фильм повествует о буднях молодых, веселых и талантливых людей, работающих в кино.

Виктор Хрусталев, молодой кинооператор, любитель женщин, участвует в трехдневном запое со своим другом-сценаристом – Костей Паршиным. Через некоторое время ему становится известно о гибели своего друга, который то ли покончил жизнь самоубийством, то ли случайно вывалился из окна. Органы внутренних дел заинтересовались причастностью Хрусталева к гибели Паршина.


У Виктора на руках остается сценарий, написанный Костей. Сценарий кажется Хрусталеву талантливо написанным, и он загорается идеей снять по нему фильм под названием «Девушка и бригадир». На похоронах друга он знакомится с молодым режиссером Егором Мячиным, и они договариваются вместе поработать над картиной.

У Хрусталева начинается роман с начинающей актрисой Марьяной, также он часто видит на «Мосфильме» свою бывшую жену Ингу. Худсовет довольно скептически настроен относительно фильма, но после долгого совещания проект все-таки одобряется.

Как оказалось, Егор Мячин тоже влюблен в Марьяну. Он приглашает ее на главную роль в фильме, что становится сюрпризом для Хрусталева, и он ругается из-за нее с Мячиным. Следствие берет Виктора под стражу как основного подозреваемого в убийстве Кости Паршина, но Инге удается освободить бывшего мужа. Виктор сближается с Ингой, возвращается к ней и дочери.

Егор Мячин, отказавшись снимать фильм, всё-таки тайно руководит съемочным процессом. Между Хрусталевым и следователем по его делу вспыхивает драка. Фильм категорически отказываются выпускать, в том числе и из-за конфликта Виктора со следствием, как считают в группе. В газете выходит фельетон о Викторе Хрусталеве. Дочь Виктора оскорбляют в школе из-за отца, и она убегает из дома.

Вскоре выясняется, что Марьяна беременна. Егор и Марьяна вместе, но Егор не хочет знать, от кого ребенок. Режиссеру Федору Алексеевичу предложили продолжить съемки в Италии. Фильм получает отличные оценки, съемочная группа празднует успех. Егор и Марьяна женятся. Егору предлагают новую постановку, но без участия Хрусталева. Виктор уезжает и зовет с собой Марьяну.

Сериал «Оттепель» содержание серий


1 серия
1961 год. Молодой оператор Виктор Хрусталев, после нескольких дней веселого загула с другом-сценаристом Костей Паршиным, узнает, что тот трагически погиб. На похоронах Виктор встречает свою бывшую жену актрису Ингу, а на поминках знакомится с начинающем режиссером Егором Мячиным. Тот рассказывает, что Костя оставил ему свой последний сценарий. Хрусталев и Мячин решают в память друга снять фильм по его сценарию. Егор влюбляется в юную студентку химфака Марьяну. С ней же, совершенно случайно, знакомится и Виктор.

2 серия
Виктора вызывают к следователю по делу о гибели сценариста Паршина. Режиссер Федор Андреевич на радостях по случаю рождения дочери падает с партикабля и получает травму. Съемки его фильма «Девушка и бригадир» оказываются под угрозой. Директор киностудии предлагает Виктору подхватить проект и завершить кинопробы, за это — он сможет снять фильм по сценарию друга. Виктор договаривается, чтобы Егор Мячин был режиссером-стажером вместо Федора Андреевича. Марьяна тайно встречается с Виктором.

3 серия
Бывшая жена Виктора Инга постоянно ездит на «Мосфильм», но интересных ролей ей не предлагают. Егор приглашает Ингу пройти пробы на одну из главных ролей в фильме «Девушка и бригадир». Брат Марьяны Александр приносит эскизы своих костюмов на Мосфильм. Егор предлагает ему работу на картине. На студии Александр знакомится с оператором Люсей. Тайный роман Марьяны и Виктора разгорается все сильней.


4 серия
На студии идет защита проекта перед худсоветом. Члены совета относятся скептически к запуску нового фильма с молодым режиссером. Егор Мячин, выпив для храбрости, пытается защитить картину. После долгого совещания проект одобряют, Ингу Хрусталеву утверждают на одну из ролей. Остается определиться только с актрисой на главную роль. Егор пребывает в мучительных сомнениях.

5 серия
Егор приглашает на главную роль Марьяну. Ее появление на студии становится большой неожиданностью для Виктора. Он ругается с Мячиным и просит Марьяну хранить их отношения в тайне. Следователь вызывает Виктора на допрос. Александра берут на работу костюмером. Люся счастлива, что сможет теперь быть рядом с человеком, который ей нравится. Марьяна утверждена на главную роль.

6 серия
Группа выезжает в экспедицию. Первый съемочный день начинается с долгой подготовки. Все в нервном напряжении. Марьяна впадает в ступор и не может играть, у нее истерика. Виктор и Егор устраивают из-за Марьяны драку. Вечером, во время традиционного банкета, Инга старается поддержать начинающую актрису. На площадку приезжает следователь и арестовывает Хрусталева.


7 серия
Следователь предлагает Виктору дать признательные показания. Люся продолжает съемки картины. Инга просит отца Виктора, крупного партийного работника, вмешаться, но тот отказывается. Но Инга находит способ помочь бывшему мужу, и Виктора отпускают. Он признается Инге, что был у Константина за несколько минут до гибели…

8 серия
Виктор возвращается на площадку. У него вновь возникают чувства к Инге. У исполнителя главной роли Геннадия случается нервный срыв, он просит найти себе замену. Жена Федора Андреевича, заподозрив, что муж изменяет ей в экспедиции, приезжает на съемки и застает его наедине с Марьяной. Марьяна переезжает в комнату к Егору.

9 серия
Потеряв уверенность в себе, Егор подает заявление об уходе и решает уехать. Марьяна сообщает группе, что Мячин больше не появится. Хрусталев возвращается к бывшей жене и дочери. Марьяна узнает, что беременна, и сообщает об этом Виктору.

10 серия
Егор тайно руководит съемочным процессом. На площадке все уже знают про беременность Марьяны. На студию приходит пьяный следователь. Между ним и Виктором происходит ссора, и Хрусталев бьет следователя по лицу. Геннадий просит Егора дать ему прочитать последний сценарий Паршина. Ему хочется изменить свое актерское амплуа и сыграть серьезную роль.

11 серия
Готовый фильм на закрытом показе смотрит жена члена Политбюро. Происходящее на экране ей категорически не нравится. Картину не выпускают. В группе считают, что это — следствие конфликта со следователем. Все просят Виктора извиниться. Брат Марьяны попадает в большие неприятности. Люся пытается ему помочь. Егор возвращается к Марьяне.


12 серия
Режиссеру Федору Алексеевичу предлагают снимать картину в Италии. Из-за разгромной статьи в газете Виктора начинают презирать. Из-за нападок в школе страдает и его дочь. Девочка ссорится с Ингой и убегает из дома. Фильм «Девушка и бригадир» показывают важному чиновнику…

Источник: newsband.ru

Оттепель описание

На Первом канале со 2 декабря в 21.30 Евгений Цыганов в многосерийном фильме Валерия Тодоровского «Оттепель». Содержание серий. 

1961 год. После гибели друга-сценариста, оператор Виктор Хрусталев и режиссер Егор Мячин решают во что бы то ни стало снять фильм по его последнему сценарию. Но для того, чтобы осуществить свою мечту, им приходиться сначала поработать на другой картине, которая меняет их жизнь…


Актеры сериала «Оттепель»: Евгений Цыганов (Хрусталев), Александр Яценко (Мячин), Анна Чиповская (Марьяна), Виктория Исакова (Инга), Михаил Ефремов (Кривицкий), Светлана Колпакова (Надя Кривицкая), Яна Сексте (Люся Полынина), Нина Дворжецкая (Регина Марковна), Павел Деревянко (Будник), Евгений Волоцкий (Санча), Василий Мищенко (Цанин), Андрей Смирнов (Хрусталев старший), Лариса Малеванная (Зоя Александровна), Владимир Гостюхин (Пронин), Ольга Штыркова (Ася), Евгения Брик (Лариса), Федор Лавров (Костя Паршин), Паулина Андреева (Дина), Валерий Тодоровский в роли режиссера.

Сериал «Оттепель» — содержание серий

1 серия

1961 год. Молодой оператор Виктор Хрусталев, после нескольких дней веселого загула с другом-сценаристом Костей Паршиным, узнает, что тот трагически погиб. На похоронах Виктор встречает свою бывшую жену актрису Ингу, а на поминках знакомится с начинающем режиссером Егором Мячиным. Тот рассказывает, что Костя оставил ему свой последний сценарий. Хрусталев и Мячин решают в память друга снять фильм по его сценарию. Егор влюбляется в юную студентку химфака Марьяну. С ней же, совершенно случайно, знакомиться и Виктор.

2 серия

Виктора вызывают к следователю по делу о гибели сценариста Паршина. Режиссер Федор Андреевич на радостях по случаю рождения дочери падает с партикабля и получает травму. Съемки его фильма «Девушка и бригадир» оказываются под угрозой. Директор киностудии предлагает Виктору подхватить проект и завершить кинопробы, за это — он сможет снять фильм по сценарию друга. Виктор договаривается, чтобы Егор Мячин был режиссером-стажером вместо Федора Андреевича. Марьяна тайно встречается с Виктором.


3 серия

Бывшая жена Виктора Инга постоянно ездит на «Мосфильм», но интересных ролей ей не предлагают. Егор приглашает Ингу пройти пробы на одну из главных ролей в фильме «Девушка и бригадир». Брат Марьяны Александр приносит эскизы своих костюмов на Мосфильм. Егор предлагает ему работу на картине. На студии Александр знакомится с оператором Люсей. Тайный роман Марьяны и Виктора разгорается все сильней.

4 серия

На студии идет защита проекта перед худсоветом. Члены совета относятся скептически к запуску нового фильма с молодым режиссером. Егор Мячин, выпив для храбрости, пытается защитить картину. После долгого совещания проект одобряют, Ингу Хрусталеву утверждают на одну из ролей. Остается определиться только с актрисой на главную роль. Егор пребывает в мучительных сомнениях.

5 серия

Егор приглашает на главную роль Марьяну. Ее появление на студии становиться большой неожиданностью для Виктора. Он ругается с Мячиным и просит Марьяну хранить их отношения в тайне. Следователь вызывает Виктора на допрос. Александра берут на работу костюмером. Люся счастлива, что сможет теперь быть рядом с человеком, который ей нравиться. Марьяна утверждена на главную роль.


6 серия

Группа выезжает в экспедицию. Первый съемочный день начинается с долгой подготовки. Все в нервном напряжении. Марьяна впадает в ступор и не может играть, у нее истерика. Виктор и Егор устраивают из-за Марьяны драку. Вечером, во время традиционного банкета, Инга старается поддержать начинающую актрису. На площадку приезжает следователь и арестовывает Хрусталева.

7 серия

Следователь предлагает Виктору дать признательные показания. Люся продолжает съемки картины. Инга просит отца Виктора, крупного партийного работника, вмешаться, но тот отказывается. Но Инга находит способ помочь бывшему мужу, и Виктора отпускают. Он признается Инге, что был у Константина за несколько минут до гибели…

8 серия

Виктор возвращается на площадку. У него вновь возникают чувства к Инге. У исполнителя главной роли Геннадия случается нервный срыв, он просит найти себе замену. Жена Федора Андреевича, заподозрив, что муж изменяет ей в экспедиции, приезжает на съемки и застает его наедине с Марьяной. Марьяна переезжает в комнату к Егору.

9 серия
Потеряв уверенность в себе, Егор подает заявление об уходе и решает уехать. Марьяна сообщает группе, что Мячин больше не появится.


усталев возвращается к бывшей жене и дочери. Марьяна узнает, что беременна, и сообщает об этом Виктору.
10 серия
Егор тайно руководит съемочным процессом. На площадке все уже знают про беременность Марьяны. На студию приходит пьяный следователь. Между ним и Виктором происходит ссора, и Хрусталев бьет следователя по лицу. Геннадий просит Егора дать ему прочитать последний сценарий Паршина. Ему хочется изменить свое актерское амплуа и сыграть серьезную роль.
11 серия
Готовый фильм на закрытом показе смотрит жена члена Политбюро. Происходящее на экране ей категорически не нравится. Картину не выпускают. В группе считают, что это — следствие конфликта со следователем. Все просят Виктора извиниться. Брат Марьяны попадает в большие неприятности. Люся пытается ему помочь. Егор возвращается к Марьяне.
12 серия
Режиссеру Федору Алексеевичу предлагают снимать картину в Италии. Из-за разгромной статьи в газете Виктора начинают презирать. Из-за нападок в школе страдает и его дочь. Девочка ссориться с Ингой и убегает из дома. Фильм «Девушка и бригадир» показывают важному чиновнику…

Евгений Цыганов: биография и личная жизнь (ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ)

Сериал Валерия Тодоровского «Оттепель».
Фильм рассказывает о молодых людях, которые работают в кино. Они молоды, красивы, талантливы и они влюблены.

Идея создания многосерийного телевизионного фильма «Оттепель» принадлежит продюсеру, режиссеру Валерию Тодоровскому. Как продюсер он создал более 30 телевизионных фильмов и сериалов. Самыми громкими и успешными среди них были «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Каменская», «Бригада». Но как режиссер Тодоровский снимал только полнометражные художественные фильмы.

«Оттепель» — режиссерский дебют Валерия Тодоровского на телевидении. Снять многосерийный фильм, о поколении шестидесятников, было задумано Валерием Тодоровским после окончания работы над мюзиклом «Стиляги». Этот фильм о поколении отца Валерия Тодоровского — Петра Ефимовича, известного оператора и режиссера, и многое о чем рассказывается в многосерийном фильме — реальные истории. Но авторы все же настаивают, что все персонажи вымышленные и образы их собирательные.

«Это история про людей, которых я хорошо знаю и люблю – советских кинематографистов 60-х годов. Мои родители были оттуда. И я маленьким, крошечным ребенком успел это застать и почувствовать тот воздух, особую атмосферу. Вообще, я хотел снять фильм про сложных людей, так называемую творческую интеллигенцию. Я вырос среди них. Я решил это сделать.. Мой главный мотив с «Оттепелью» состоял в желании пожить немного жизнью родителей и их ровесников. Эмоции стоградусные, отношения искренние… Да, это ностальгия. По ярким страстям и чувствам, которых сегодня, к сожалению, нет..» Автор идеи, соавтор сценария, режиссер-постановщик Валерий Тодоровский.

Оттепель описание

Интересные факты о фильме «Оттепель».

«Началась эта история с того, что я сдружился в Америке с Мэттью Уайнером. Это гениальный человек, создавший сериал «Безумцы», — рассказывает Валерий Тодоровский. — Я спросил его: «Как ты это придумал?» — а он ответил: «Мой папа — рекламщик, я с детства был окружен этой тусовкой, мог наблюдать ее образ жизни». И тогда я подумал: а ведь у меня папа был киношник. Значит, я могу сделать сериал про кинематографистов, про своих родителей и их друзей». Валерий Тодоровский

Работа над сценарием фильма заняла больше года, а съемки для 12 серийного фильма заняли всего 93 дня.

Исполнительница одной из главных женских ролей Анна Чиповская пробовалась на главную роль в предыдущем фильме Валерия Тодоровского «Стиляги», но в последний момент не смогла сниматься.

В «Оттепели» появляются Сергей Бондарчук, Татьяна Самойлова, Софии Лорен и Олег Ефремов (которого сыграл его внук Никита Ефремов). Реальные фамилии создатели фильма сознательно вплели в канву сюжета, чтобы передать атмосферу Мосфильма 60-х.

Одна из главных составляющих фильма – музыка – «блестящая стилизация под 60-е», написанная композитором Константином Меладзе. Паулина Андреева и актеры фильма исполняют песни «Оттепель» и «Нет для любви преград». Также в фильме использованы гитарные импровизации Петра Тодоровского.

«Оттепель» — фильм вполне масштабный. Костюмы, автомобили, декорация, эпоха — все есть. Картину снимали в Москве и Минске. Художник-постановщик Владимир Гудилин, который работал с Тодоровским на «Стилягах», вновь атмосферу середины прошлого века. 

Источник: tele-blog.com

Основное действие фильма происходит во времена «оттепели» — в 1961 году, на студии «Мосфильм». Фильм повествует о буднях молодых, веселых и талантливых людей, работающих в кино.

Виктор Хрусталев, молодой кинооператор, любитель женщин, участвует в трехдневном запое со своим другом-сценаристом – Костей Паршиным. Через некоторое время ему становится известно о гибели своего друга, который то ли покончил жизнь самоубийством, то ли случайно вывалился из окна. Органы внутренних дел заинтересовались причастностью Хрусталева к гибели Паршина.

У Виктора на руках остается сценарий, написанный Костей. Сценарий кажется Хрусталеву талантливо написанным, и он загорается идеей снять по нему фильм под названием «Девушка и бригадир». На похоронах друга он знакомится с молодым режиссером Егором Мячиным, и они договариваются вместе поработать над картиной.

У Хрусталева начинается роман с начинающей актрисой Марьяной, также он часто видит на «Мосфильме» свою бывшую жену Ингу. Худсовет довольно скептически настроен относительно фильма, но после долгого совещания проект все-таки одобряется.

Как оказалось, Егор Мячин тоже влюблен в Марьяну. Он приглашает ее на главную роль в фильме, что становится сюрпризом для Хрусталева, и он ругается из-за нее с Мячиным. Следствие берет Виктора под стражу как основного подозреваемого в убийстве Кости Паршина, но Инге удается освободить бывшего мужа. Виктор сближается с Ингой, возвращается к ней и дочери.

Егор Мячин, отказавшись снимать фильм, всё-таки тайно руководит съемочным процессом. Между Хрусталевым и следователем по его делу вспыхивает драка. Фильм категорически отказываются выпускать, в том числе и из-за конфликта Виктора со следствием, как считают в группе. В газете выходит фельетон о Викторе Хрусталеве. Дочь Виктора оскорбляют в школе из-за отца, и она убегает из дома.

Вскоре выясняется, что Марьяна беременна. Егор и Марьяна вместе, но Егор не хочет знать, от кого ребенок. Режиссеру Федору Алексеевичу предложили продолжить съемки в Италии. Фильм получает отличные оценки, съемочная группа празднует успех. Егор и Марьяна женятся. Егору предлагают новую постановку, но без участия Хрусталева. Виктор уезжает и зовет с собой Марьяну.

Источник: www.ivi.tv

«Оттепель» — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 50-х — середина 60-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина, репрессий 1930-х гг., либерализацией режима, освобождением политических заключенных, ликвидацией ГУЛАГа, отказом власти от решения внутренних споров путем насилия, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущёва (1953—1964).

История

Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела («Ленинградское дело», «Дело врачей»), прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. В эти годы в системе ГУЛАГа вспыхивают восстания заключённых: Норильское восстание, Воркутинское восстание, Кенгирское восстание и др.

Десталинизация

С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. Вместе с тем, в 1953—1955 годах Сталин ещё продолжал официально почитаться в СССР как великий лидер; в тот период на портретах они часто изображались вдвоём с Лениным. На XX съезде КПСС в 1956 году Н. С. Хрущёв сделал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были разорваны при Сталине.  В целом, новый курс был поддержан в верхах партии и соответствовал интересам номенклатуры, так как ранее даже самым видным партийным деятелям, попавшим в опалу, приходилось бояться за свою жизнь. Многие выжившие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. С 1953 года были образованы комиссии по проверке дел и реабилитации. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е—1940-е гг.  Либерализовано трудовое законодательство (в 1956 году отменена уголовная ответственность за прогул).  На родину были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных. В некоторых странах к власти пришли относительно либеральные руководители, такие как Имре Надь в Венгрии. Была достигнута договорённость о государственном нейтралитете Австрии и выводе из нее всех оккупационных войск. В 1955 г. Хрущёв встретился в Женеве с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром и главами правительств Великобритании и Франции.  Вместе с тем, десталинизация чрезвычайно негативно повлияла на отношения с маоистским Китаем. КПК осудила десталинизацию как ревизионизм.  В 1957 году Президиум Верховного Совета СССР запретил присвоение городам и заводам имён партийных деятелей при их жизни.

Пределы и противоречия «оттепели»

Период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Партийное руководство было напугано тем, что либерализация режима в Венгрии привела к открытым антикоммунистическим выступлениям и насилию, соответственно, либерализация режима в СССР может привести к тем же последствиям. Президиум ЦК КПСС 19 декабря 1956 г. утвердил текст Письма ЦК КПСС «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов». В нём говорилось: «Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза считает необходимым обратиться ко всем парторганизациям… для того, чтобы привлечь внимание партии и мобилизовать коммунистов на усиление политической работы в массах, на решительную борьбу по пресечению вылазок антисоветских элементов, которые в последнее время, в связи с некоторым обострением международной обстановки, активизировали свою враждебную деятельность против Коммунистической партии и Советского государства». Далее говорилось об имеющей место за последнее время «активизации деятельности антисоветских и враждебных элементов». Прежде всего, это «контрреволюционный заговор против венгерского народа», задуманный под вывеской «фальшивых лозунгов свободы и демократии» с использованием «недовольства значительной части населения, вызванного тяжёлыми ошибками, допущенными бывшим государственным и партийным руководством Венгрии». Также указывалось: «За последнее время среди отдельных работников литературы и искусства, сползающих с партийных позиций, политически незрелых и настроенных обывательски, появились попытки подвергнуть сомнению правильность линии партии в развитии советской литературы и искусства, отойти от принципов социалистического реализма на позиции безыдейного искусства, выдвигаются требования „освободить“ литературу и искусство от партийного руководства, обеспечить „свободу творчества“, понимаемую в буржуазно-анархистском, индивидуалистическом духе». В письме содержалось указание коммунистам, работающим в органах государственной безопасности, «зорко стоять на страже интересов нашего социалистического государства, быть бдительным к проискам враждебных элементов и, в соответствии с законами Советской власти, своевременно пресекать преступные действия». Прямым следствием этого письма стало значительное увеличение в 1957 г. числа осуждённых за «контрреволюционные преступления» (2948 человек, что в 4 раза больше, чем в 1956 г.). Студенты за критические высказывания исключались из институтов.

«Оттепель» в искусстве

Во время периода десталинизации заметно ослабела цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. «Первым поэтическим бестселлером» оттепели стал сборник стихов Леонида Мартынова (Стихи. М., Молодая гвардия, 1955). Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Некоторые произведения этого периода получили известность и за рубежом, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Другими значимыми представителями периода оттепели были писатели и поэты Виктор Астафьев, Владимир Тендряков, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. Было резко увеличено производство фильмов.  Григорий Чухрай первым в киноискусстве затронул тему десталинизации и оттепели в фильме «Чистое небо» (1963). Основные кинорежиссёры оттепели — Марлен Хуциев, Михаил Ромм, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай. Важным культурным событием стали фильмы — «Карнавальная ночь», «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Идиот», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и другие.  В 1955—1964 годах на территорию большей части страны была распространена телетрансляция. Телестудии открыты во всех столицах союзных республик и во многих областных центрах.  В Москве в 1957 году проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

Усиление давления на религиозные объединения

В 1956 г. началась активизация антирелигиозной борьбы. Секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам „О недостатках научно-атеистической пропаганды“» от 4 октября 1958 года обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки»; государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин. 16 октября 1958 года Совет Министров СССР принял Постановления «О монастырях в СССР» и «О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей».  21 апреля 1960 года назначенный в феврале того же года новый председатель Совета по делам РПЦ Куроедов в своём докладе на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета так характеризовал работу прежнего его руководства: «Главная ошибка Совета по делам православной церкви заключалась в том, что он непоследовательно проводил линию партии и государства в отношении церкви и скатывался зачастую на позиции обслуживания церковных организаций. Занимая защитнические позиции по отношению к церкви, совет вёл линию не на борьбу с нарушениями духовенством законодательства о культах, а на ограждение церковных интересов.»  Секретная инструкция по применению законодательства о культах в марте 1961 года обращала особое внимание на то, что служители культа не имеют права вмешиваться в распорядительную и финансово-хозяйственную деятельность религиозных общин. В инструкции впервые были определены не подлежавшие регистрации «секты, вероучение и характер деятельности которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, адвентисты-реформисты».  В массовом сознании сохранилось приписываемое Хрущёву высказывание того периода, в котором он обещает показать последнего попа по телевизору в 1980 году.

Конец «оттепели»

Завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964 году. Впрочем, ужесточение внутриполитического режима и идеологического контроля было начато ещё во время правления Хрущёва после окончания Карибского кризиса. Десталинизация была остановлена, а в связи с празднованием 20-й годовщины победы в Великой Отечественной войне начался процесс возвеличивания роли победы советского народа в войне. Личность Сталина старались как можно больше обходить стороной, он так и не был реабилитирован. В БСЭ о нём осталась нейтральная статья. В 1979 году по случаю 100-летия Сталина вышло несколько статей, но особых торжеств не устраивали.  Массовые политические репрессии, однако, не были возобновлены, а лишённый власти Хрущёв ушёл на пенсию и даже оставался членом партии. Незадолго перед этим сам Хрущев раскритиковал понятие «оттепель» и даже назвал придумавшего его Эренбурга «жуликом».  Ряд исследователей полагает, что окончательно оттепель закончилась в 1968 году после подавления «Пражской весны» С завершением «оттепели» критика советской действительности стала распространяться лишь по неофициальным каналам, таким как Самиздат.

Источник: istoriarussia.fandom.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.