Какое любимое животное в египте


Какое любимое животное в египте Древние египтяне были глубоко преданы своим кошкам и поклонялись им по двум основным причинам. Для начала они помогли защитить сельскохозяйственную продукцию от грызунов, которые будут питаться разными урожаями, тем самым портя их. Во-вторых, люди поклонялись многим богиням кошек, поскольку, как говорили, они приносили плодородие и удачу в домашние хозяйства.

Древние египтяне уважали многочисленных существ, которые делили с ними пространство. Тем не менее, кошки, в частности, занимали особое место в домах и сердцах многих из этого древнего региона.


тя они поклонялись нескольким другим существам, они больше всего любили кошек. Египтяне настолько сильно любили кошек, что часто ставили безопасность своих кошек выше собственной. Например, когда в доме случался пожар, египтяне сначала спасали своих кошек, а затем возвращались за другими личными вещами. Когда их домашний кот умирал, семья брила брови в трауре и продолжала траур до тех пор, пока брови заново не отрастали.

Очевидно, можно было бы сделать паузу и спросить, почему древние египтяне так любили своих кошек?

Ну, древние египтяне ценили своих кошек по двум главным причинам: Во-первых, потому что они защищали сельское хозяйство от поедания грызунами, и во-вторых, потому что они были глубоко укоренены в своей вере и системах верований.

Защитники еды

Кошки были впервые одомашнены в Египте около 10 000 лет назад после того, как несколько кошек заблудились в сельскохозяйственных фермах. Древнеегипетские общества были в основном аграрными и сталкивались с многочисленными проблемами в плане защиты своей продукции от таких вредителей, как мыши, крысы и змеи. В то время как продовольствие не находилось в изобилии и то немногое, что хранилось, подвергалось нападению грызунов, кошки играли решающую роль в обеспечении продовольственной безопасности.


Какое любимое животное в египте
Кот пасёт гусей — сатирический остракон ок. 1120 года до н. э. Каирский музей

Древние египтяне рано узнали, что дикие кошки спасают свой урожай, питаясь грызунами. Вскоре многие домашние хозяйства начали оставлять еду для кошек, чтобы соблазнить их посещать свои дома более регулярно. В какой-то момент почти во всех египетских семьях были кошки, которые помогали держать грызунов и другие угрозы на расстоянии.

Эти отношения рассматривались как симбиотические или взаимные отношения, в которых выигрывали и кошки, и египтяне. Кошки наслаждались жизнью с людьми, потому что это означало, что у них был доступ к избыточной пище (паразитам, а также к пище, оставленной для них людьми) и они могли избегать угроз, таких как крупные хищники. С другой стороны, египтяне получили бесплатный контроль над вредителями!

Фермеры приветствовали их присутствие, поскольку они помогли сохранить продукцию без грызунов. Вскоре мигрирующие крестьяне, моряки, торговцы (в основном все) брали домашних кошек, куда бы они ни шли, — именно так кошки были завезены в многочисленные места по всему Египту.

Верования, мифы и кошки


Помимо своего внешнего вида, кошки, как известно, также высоко ценились с духовной точки зрения. Например, многие египтяне верили, что если кошка появляется в их снах, то удача уже в пути.

Кошки также были связаны со многими религиями во времена Древнего Египта. Например, богиня Мафдет, похожая на Гепарда, была одним из самых ранних божеств Египта. Ей поклонялись те, кто искал защиты от ядовитых существ, таких как змеи, а также потому, что она представляла справедливость.

Однако Бастет была самой известной среди всех кошачьих богинь. Бастет, которая была наполовину кошкой и наполовину женщиной, была известна как хранительница домов, защитница от зла ​​и болезней. Люди поклонялись ей широко, так как она также была связана с женственностью и плодовитостью. Она была очень популярна, и в ее честь регулярно проводился фестиваль, один из самых больших праздников в Египте.


Какое любимое животное в египте

Интересно, что священники храма содержали большие питомники и кладбища, где люди хоронили своих мумифицированных кошек. Хотя было много других кошачьих египетских богинь (таких как Мафдет и Сехмет), Бастет была единственной, кто представлял прирученную кошку.

Древние египтяне и их преданность кошкам

Древние египтяне и их преданность кошкам, если честно, были на совершенно другом уровне. Величайшим примером является битва при Пелусии (525 г. до н.э.), когда Камбиз II из Персии покорил Египет. Было сказано, что Камбиз знал о любви Египта к кошкам, которую он использовал в своих интересах во время войны. Он попросил своих людей собрать как можно больше кошек и даже нарисовать изображения кошек на их боевых щитах.

Какое любимое животное в египте


Когда они двинулись к городу Пелузию, несколько котов шли впереди, а остальных держали на руках персидские солдаты. Египтяне так неохотно вступали в бой из-за боязни причинить вред кошкам, что сдались на милость поражения и позволили завоевать Египетское царство персам.

Точно так же в древние времена существовало множество законов, защищавших кошек. Например, если бы человек убил кошку, пусть даже случайно, то наказанием была бы смерть. Кроме того, запрещена торговля и экспорт кошек в другие страны. Когда кошки умрут, они будут мумифицированы, и их владельцы оставят им пищу. Иногда кошек даже хоронили вместе с их хозяевами, чтобы показать, как сильно они любят своих любимых питомцев.

Какое любимое животное в египте
Мумифицированные древнеегипетские кошки

Итак, теперь вы знаете, почему египтяне так сильно любили своих кошек! В следующий раз, когда вы увидите одну на улице, вы можете относиться к ней с большим уважением, как это делали древние цивилизации тысячи лет назад!


Источник: new-science.ru

Несколько лет назад социологи «Левада-центра» обратились к прохожим с необычным вопросом: «Хотите ли вы жить вечно?» Казалось бы, кого не прельщает жизнь вечная? Но итоги опроса удивили: 62% россиян не хотят для себя подобной судьбы. Вопрос о бессмертии задавали и атеистам, и православным, и мусульманам, и представителям других конфессий. Интересно, что ответили бы на вопрос социологов люди, жившие в древности?

]]>Какое любимое животное в египте]]>

Джулио Романо (1492—1546). Аллегория Бессмертия. Около 1540 / ©Getty Images

Древние греки были одержимы идеей вечной молодости и вечной жизни. В мифах, поэзии и философии они уделяли значительное внимание желанию оставаться молодыми и жить вечно. Обладать бессмертием, подобно богам, стало бы высшим достижением, но греки также прекрасно понимали, какие отрезвляющие последствия могут иметь подобные блага.


Для древних эллинов жизнь мужчин и женщин измерялась хроносом — временем, разделенным на прошлое, настоящее и будущее. Но если бы люди дрейфовали в бесконечном времени, эоне, что случилось бы с воспоминаниями или любовью? Как может человеческий мозг, вместивший 70 или 80 лет воспоминаний, справиться с хранением столетий или тысячелетий?

Звенья, соединяющие память, любовь и смертность, встречаются в «Одиссее» Гомера. В эпической десятилетней попытке Одиссея добраться до своего дома в Итаке после Троянской войны он был задержан против воли нимфой Калипсо. Она держит Одиссея в качестве своего любовника в течение семи лет.

Прелестная нимфа предлагает ему вечную молодость и бессмертие, если мужчина останется с ней на острове навсегда. Калипсо не может поверить, когда Одиссей отказывается от такого щедрого подарка.

Другие боги настаивают на том, что Калипсо должна уважать желание Одиссея построить плот, чтобы попытаться вернуться к жене, семье, друзьям и прожить остаток дней на родной земле. Как объясняет Одиссей Калипсо: «Не рассердись на меня, богиня-владычица! Знаю сам хорошо я, насколько жалка по сравнению с тобою ростом и видом своим разумная Пенелопея.

Смертна она — ни смерти, ни старости ты не подвластна. Все ж и при этом желаю и рвусь я все дни непрерывно снова вернуться домой» («Одиссея», перевод В. Вересаева).

]]>Хронос (Крон, Сатурн). Жан-Батист Мозес / ©grekomania.ru]]>


Хронос (Крон, Сатурн). Жан-Батист Мозес / ©grekomania.ru

Бессмертная Калипсо не может понять тоску Одиссея по жене и ностальгию по дому. Словами Одиссея древняя поэма выражает одно из самых важных различий между богами и смертными: люди связаны друг с другом и со своей Родиной. Герой поэмы знает, что он потеряет свою личность, драгоценную не только для него, но и для его семьи и друзей, если решит получить бессмертие.

Стремление к бессмертию порождает и другие опасения. В отличие от людей, бессмертные боги не изменяются и не учатся.

Без угрозы опасности для жизни, стало бы самопожертвование героическим подвигом и славой? Как и сопереживание, эти идеалы — чисто человеческие, и они особенно заметны в воинской культуре, культуре Древней Греции и античного Рима. Бессмертные боги и богини греческой мифологии могущественны, но никто не называет их мужественными. Бессмертные боги по самой своей природе никогда не могут играть на высоких ставках или рисковать жизнью.

]]>Одиссей и Калипсо, кадр из кинофильма «Странствия Одиссея» (1954).]]>

Одиссей и Калипсо, кадр из кинофильма «Странствия Одиссея» (1954).


Согласно Геродоту, элитная пехота из десяти тысяч воинов в Персидской империи VI и V веках до нашей эры называла себя «бессмертными», однако не потому, что они хотели жить вечно, а потому, что знали: их число всегда останется неизменным. Уверенность в том, что столь же доблестный воин немедленно займет место убитого или раненого бойца, обеспечивая тем самым «бессмертие» подразделения, укрепляла чувство сплоченности и гордости.

Непреходящая привлекательность этой концепции очевидна в названии «бессмертные», которое было принято Сасанидской и Византийской кавалерией, императорской гвардией Наполеона и иранской армией 1941-1979 годов.

В месопотамском эпосе «Гильгамеш» товарищи Энкиду и Гильгамеш героически встречают смерть, утешая себя тем, что по крайней мере их слава будет вечной. Эта идея воплощена в древнегреческом идеале «нетленной славы».

]]>Клинописная табличка с текстом эпоса о Гильгамеше / ©polit.ru]]>

Клинописная табличка с текстом эпоса о Гильгамеше / ©polit.ru

В греческой мифологии настоящие герои и героини не стремятся к физическому бессмертию. Ни один настоящий герой не желает умереть от старости. Умереть молодым и красивым в благородной битве с достойным противником — вот само определение мифического героизма. Даже варварские Амазонки из греческих легенд достигают этого хваленого героического статуса, храбро погибая в бою.


Этот выбор содержится и в легендах о нартах Кавказа, мужчинах и женщинах, живших в Золотой век героев. Нартские саги объединяют древние индоевропейские мифы и евразийский фольклор. В одной саге Творец спрашивает: «Хотите ли вы быть малочисленным племенем и прожить короткий век, но завоевать великую славу?

Или предпочитаете, чтобы ваше число было велико и чтобы имели много еды и питья и прожили долгую жизнь, никогда не зная ни битвы, ни славы?». Ответ нартов звучит так же, как и викингов поздних времен, жаждавших Валгаллы: «Жить быстро». Они предпочитают оставаться малочисленными и совершать великие подвиги: «Мы не хотим быть похожими на скот. Мы хотим жить с человеческим достоинством».

Им вторит в своих размышлениях римский император и философ-стоик Марк Аврелий, который связывал принятие смерти с обязанностью прожить свою короткую хрупкую жизнь с достоинством и честью.

]]>Марк Аврелий. Римская скульптура]]>

Марк Аврелий. Римская скульптура

Многие древние рассказы путешественников упиваются описаниями сказочных утопий, где люди счастливы, здоровы, свободны и бессмертны. Ранний пример идеи о том, что источник молодости или источник долголетия можно найти в какой-то экзотической стране Востока, появляется в трудах Ктесия — греческого врача, жившего в Вавилоне и писавшего о чудесах Индии в V веке до нашей эры.

Примерно тогда же повествует о долгожителях эфиопах, которые обязаны своим 120-летним сроком жизни диете из молока и мяса. Позднее анонимный греческий географ, живший в Антиохии или Александрии (IV век нашей эры) писал о восточной стране, где едят дикий мед и перец и доживают до 120 лет. Любопытно, что 120 лет — это максимальная продолжительность человеческой жизни, предложенная некоторыми современными учеными.

Плиний Старший упоминал о группе людей в Индии, которые жили в течение тысячелетий. Индия также фигурирует во многих легендах, возникших после смерти Александра Македонского, собранных в арабских, греческих, армянских и других версиях Александрийского романа (III век до нашей эры — VI век нашей эры).

Говорили, что молодой завоеватель мира жаждал бессмертия. В какой-то момент Александр вступает в философский диалог с индийскими мудрецами. Он спрашивает: «Как долго человеку стоит жить?» Они отвечают: «До тех пор, пока он не считает смерть лучше жизни». В своих походах Александр постоянно сталкивается с препятствиями в поисках воды вечной жизни и встречает фантастических мудрецов, которые предостерегают его от подобных поисков. Мечта найти волшебные воды бессмертия сохранилась в средневековом европейском фольклоре.

Легендарный путешественник-сказочник пресвитер Иоанн, например, утверждал, что купание в фонтане молодости вернет человека к идеальному возрасту 32 лет и что омоложение можно повторять столько раз, сколько захочется.

]]>Источник молодости. Лукас Кранах Старший, 1546]]>

Источник молодости. Лукас Кранах Старший, 1546

На другом конце света, в Китае, несколько императоров мечтали открыть эликсир бессмертия. Самым известным искателем был Цинь Шихуанди, родившийся в 259 году до нашей эры, спустя примерно столетие после Александра Македонского.

Даосские легенды рассказывали о людях, которые никогда не старели и не умирали, потому что выращивали особую траву на легендарных горах или островах. В 219 году до нашей эры Цинь Шихуанди послал алхимика и три тысячи молодых людей, чтобы попытаться найти эликсир. Больше их никто не видел.

Император искал магов и других алхимиков, смешивавших различные бульоны, содержащие ингредиенты, которые, как считалось, искусственно давали долголетие, — от столетних черепашьих панцирей до тяжелых металлов.

Однако все поиски завершились крахом: Цинь Шихуанди умер в «преклонном» возрасте — в 49 лет, в 210 году до нашей эры. Но мы и сегодня помним этого императора, его бессмертие проявилось в том, что Цинь Шихуанди стал первым императором объединенного Китая: он был строителем Великой стены, Великого канала Линьцю и великолепного мавзолея, охраняемого шестью тысячами терракотовых воинов.

Недостатки, присущие стремлению к бессмертию, обнаруживаются в мифах о бесстрашных смертных героях. Возьмем случай с Ахиллесом. Когда он родился, его мать, Нереида Фетида, стремилась сделать его неуязвимым. И она окунула младенца в реку Стикс, чтобы он был бессмертным.

Фетида держала Ахилла за пятку, которая стала его уязвимым местом. Много лет спустя, на поле битвы под Троей, несмотря на всю свою доблесть, греческий воин погиб в почетном поединке лицом к лицу, на который надеялся. Ахилл умер бесславно, потому что стрела, пущенная лучником, попала ему в пятку.

]]>Ахилл и Пентесилея. Рисунок на древнегреческой амфоре]]>

Ахилл и Пентесилея. Рисунок на древнегреческой амфоре

Многие древние мифы также задаются вопросом: может ли бессмертие гарантировать свободу от страданий и горя? Например, в месопотамском эпосе Гильгамеш возмущается тем, что только боги живут вечно, и отправляется на поиски бессмертия. Но если бы Гильгамеш достиг мечты о вечной жизни, ему пришлось бы вечно оплакивать потерю своего дорогого смертного спутника Энкиду.

Некоторые древнегреческие мифы предупреждают, что обман смерти вызывает хаос на земле и влечет за собой тяжкие страдания. Сизифов труд — клише, обозначающее бесполезную работу, но мало кто помнит, почему Сизиф должен вечно тащить валун на вершину холма. Сизиф, легендарный тиран Коринфа, был известен жестокостью, коварством и обманом. Согласно мифу, он хитростью захватил и связал Танатоса (смерть) цепями.

Теперь ни одно живое существо на земле не могло умереть. Этот поступок не только нарушил естественный порядок вещей и угрожал перенаселению, но и не позволял никому приносить в жертву богам животных или есть мясо. Что будет с политикой и обществом, если тираны будут жить вечно?

Более того, мужчины и женщины, которые были стары, больны или ранены, обрекались на бесконечные страдания. Бог войны Арес рассвирепел из-за выходки Сизифа больше всех, потому что, если никто не мог умереть, война перестает быть серьезным предприятием.

В одной из версий мифа Арес освободил Танатоса и отдал Сизифа в руки смерти. Но затем, оказавшись в подземном мире, хитрый Сизиф смог убедить богов отпустить его, чтобы временно вернуться к живым и заняться каким-то незаконченным делом. Так он снова выскользнул из объятий смерти.

В конце концов, Сизиф умер от старости, но его никогда не причисляли к теням мертвых, бесполезно порхающим по Аиду. Вместо этого он проводит вечность на каторжных работах. История Сизифа была темой трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида.

Тантал был еще одной фигурой, которую вечно наказывали за проступки против богов. Одним из его преступлений была попытка украсть божественную амброзию и нектар, чтобы сделать людей бессмертными с помощью этих эликсиров.

Интересно, что мифическим ключом к вечной молодости и жизни было питание: у богов имелась особая диета из животворящей пищи и питья. Примечательно, что питание — это общий знаменатель, отличающий живое от неживого в биологической системе Аристотеля. Надеясь разгадать тайны долголетия, Аристотель исследовал старение, увядание и смерть в своих трактатах «О долготе и краткости жизни»,

«О юности и старости, о жизни и смерти и о дыхании». Научные теории Аристотеля заключали, что старение контролируется воспроизводством, регенерацией и питанием. Как отмечал философ, бесплодные существа живут дольше, чем те, которые истощают энергию в сексуальной деятельности.

]]>Аристотель, картина Франческо Айеца]]>

Аристотель, картина Франческо Айеца

Миф об Эосе и Титоне — драматическая иллюстрация проклятий, которые таятся в желании превзойти естественную продолжительность человеческой жизни.

Сказание о Титоне довольно древнее, впервые изложенное в гомеровских гимнах, составленных примерно в VII-VI веках до нашей эры. История повествует о том, как Эос (или Аврора, богиня утренней зари) влюбилась в красивого молодого певца-музыканта Трои по имени Титон. Эос взяла Титона в небесную обитель на краю земли, чтобы он стал ее любовником.

Не в силах смириться с неизбежной смертью возлюбленного, Эос горячо просила для Титона вечной жизни. По некоторым версиям, Титон сам стремился стать бессмертным. Во всяком случае, боги исполнили просьбу. Однако согласно типичной сказочной логике дьявол кроется в деталях:

Эос забыла указать вечную молодость для Титона. Когда отвратительная старость начинает его тяготить, Эос впадает в отчаяние. В печали она помещает своего престарелого возлюбленного в комнату за золотыми дверями, где он остается навечно. Там, лишенный памяти и даже сил двигаться, Тифон бормочет что-то бесконечное. В некоторых версиях он съеживается, превращаясь в цикаду, чье монотонное пение — нескончаемая мольба о смерти.

Титон воплощает в себе суровую историю: для людей чрезмерная жизнь может стать более ужасной и трагичной, чем ранняя смерть. История Титона и подобные мифы говорят о том, что бессмертные и вечно юные создания — потерянные, блуждающие души, которые с каждым тысячелетием становятся все более уставшими от мира, пресыщенными и скучающими.

]]>Титон и Эос]]>

Титон и Эос

Таким образом, жажда вечной жизни и желание никогда не стареть, которые на первых порах вызывают восторженный отклик в душе, при внимательном рассмотрении уже не кажутся радужной перспективой. Поэтому с полной уверенность можно сказать, что опросы социологов, если бы их проводили в древнем мире, показали бы примерно тот же результат, что и в современной России.

Источник: www.kramola.info

Капский даман

Капский даман является родным для Африки к югу от Сахары, за исключением Мадагаскара и бассейна Конго. Он также встречается в Алжире, Ливии, Египте, Ливане, Аравийском полуострове, Иордании и Израиле. Капский даман — адаптивное животное, которое может выжить в тропическом и пустынном климате, если есть доступ к пище и убежищу.

Предпочитает жить в скалах или норах других животных, так как не может выкопать свою собственную нору. Даманы питаются травой, фруктами, насекомыми, ящерицами и яйцами птиц. В Египте капские даманы в основном обитают ближе к оазисам или вдоль берегов реки Нил.

Верблюд

Верблюды являются одним из самых известных животных, распространенных в Египте. Верблюды хорошо известны своими отличительными «горбами», которые на самом деле являются крупными жировыми отложениями и вовсе не наполнены водой, вопреки распространенному мнению. Они живут в среднем от 40 до 50 лет. Эти животные хорошо приспособлены для жизни в пустынях, поскольку могут обходиться без воды несколько дней.

Ушастый еж

Ушастый еж — это вид из семейства ежовых. Он является родным для Ближнего Востока, Средней Азии, Египта и Ливии. Этот еж отличается от других ежей своими небольшими размерами тела и длинными ушами. Хотя он предпочитает употреблять в пищу насекомых, рацион ежа также включает растения и маленьких позвоночных. Ушастые ежи встречаются в национальных парках Египта, особенно в более зеленых районах, где есть обилие насекомых и трав.

Барханная кошка

Известные как одни из самых неуловимых из всех видов кошачьих, барханные кошки, как полагают, находятся под угрозой исчезновения в Египте. Как верблюды, песчаные кошки могут жить очень долго, не имея доступа к источнику воды. Кошки в основном распространены на юго-востоке страны.

Газель-доркас

Газель-доркас является родной для пустынь и полупустынь Египта, и Ближнего Востока. Этот вид считается уязвимым и близким к исчезновению. Газель-доркас хорошо приспособлена к биому пустыни и может несколько месяцев обходится без воды и ограниченным количеством пищи.

Газель-доркас обитает в прибрежных равнинах и каменистых пустынях Египта, где животное адаптировалось для питания семенами деревьев акации и пустынными растениями. Большие популяции этих животных когда-то давно бродили по западным и восточным пустыням Синайского полуострова, но сегодня в дикой природе осталось менее 1000 особей.

Дюгонь

Дюгонь — дальний родственник ламантина. Его иногда называют «морской коровой» или «морским верблюдом». Самая большая популяция этих животных находится на северном побережье Австралии, но они распространены вдоль Персидского залива и Красного моря.

В Красном море дюгонь в основном встречается в египетских районах Марса-эль-Алам и Абу-Даббаб. Дюгони в этом регионе привлекает тысячи туристов, особенно тех, кто интересуется дайвингом и подводным плаванием. Однако численность этих животных уменьшается в египетских водах из-за изменений климата и загрязнения водных ресурсов.

Каракал

Каракала иногда называют степной рысью, хотя это не рысь. Он распространен в юго-западной Азии и Африке, где есть луга и пустыни. Каракалы обитают в восточных и северных пустынях Египта, хотя их численность незначительная. В Северной Африке вид находится под угрозой исчезновения. Каракал является представителем семейства кошачьих, но может лаять, если ему будет угрожать хищник.

Дневная песчанка

Дневная песчанка — это грызун, уроженец пустынь Северной Африки и Аравийского полуострова на всем пути от Мавритании через Египет, Судан и Саудовскую Аравию. Это очень адаптивные грызуны, которые иногда встречаются на водно-болотных угодьях вдоль побережья.

Египетский мангуст

Египетские мангусты, как следует из названия, распространены по всему Египту, хотя пустыня не является идеальной средой обитания для этих животных. Они предпочитают жить в районах с легким доступом к воде, таких как леса. В отличие от многих видов, египетский мангуст находится под наименьшей угрозой исчезновения.

Гиена

Полосатые гиены все еще встречаются в некоторых частях Египта, хотя их численность постепенно уменьшается. Согласно МСОП этот вид упоминается как близкий к уязвимому положению. На юго-западе Индии, на Ближнем Востоке и в Африке к югу от Сахары насчитывается около 10 000 полосатых гиен.

Они когда-то образовывали большие популяции вдоль долины и дельты Нила, откуда гиены иногда приходили в населенные пункты в поисках пищи. В настоящее время этих животных едва можно встретить в дикой природе.

Источник: NatWorld.info

Священные быки в храме и на полях

Поскольку в древности жители берегов Нила кормились главным образом за счёт плодов земледелия (ежегодные разливы великой реки создавали к этому необходимые предпосылки), то при полевых работах им невозможно было обойтись без надёжной тягловой силы, обязанности которой исполнял бык. Соответственно той роли, которую он играл в жизни целого народа, ему отводилось одно из главенствующих мест среди прочих обожествлённых представителей животного мира.

Наиболее почитаемое священное животное Древнего Египта – это бык по имени Апис, регулярно выбираемый жрецами из сотен других животных. Его культ был столь велик, что избраннику отводили место в храме бога плодородия Птаха, находившегося в Мемфисе. Там этот баловень судьбы жил, благосклонно принимая возносимые ему почести, что, впрочем, не избавляло его собратий от тяжёлого каждодневного труда под палящим солнцем.

Жизненный цикл бога Аписа

Согласно верованию, каждую ночь его жена, богиня неба Нут, приняв облик коровы, сходила к нему во храм. После того как бог Апис её оплодотворял, на свет появлялось его очередное воплощение – сияющий лучами теленок-солнце, восходивший на небо и совершавший по нему свой дневной путь. К вечеру, изрядно состарившись, он вновь возвращался в храм и принимал прежний облик. На следующую ночь всё повторялось снова.

Так бог Апис в образе быка был и мужем, и отцом, и собственным ребёнком. Когда же он умирал уже по-настоящему, то жрецам предстояло найти замену. Для выполнения столь важной миссии годилось не всякое животное, а лишь обладавшее определёнными признаками. В частности, претендент должен был иметь на лбу белый треугольник, на боку светлое пятно, по форме напоминающее полумесяц, а на шее ещё одно, но уже в виде орла.

Священное животное древнего Египта. Почитание быка, коровы, кошки, мангуста, сокола

Самого же умершего мумифицировали по всем правилам этого древнего искусства и, уложив в особый саркофаг, украшенный драгоценностями и священными амулетами, помещали в подземный Некрополь, находившийся там же, в Мемфисе, на западном берегу Нила. Если учесть, что срок жизни быка (даже священного) в среднем составляет 15-20 лет, а поклонялись ему столетиями, то понятно, что со временем из таких саркофагов образовался целый город мёртвых.

Почитание коров древними египтянами

Всеобщим почитанием на берегах Нила были окружены не только сильные, а порой и весьма агрессивные быки, но и их более миролюбивые подруги. Священная корова всегда являлась неотъемлемым персонажем египетского пантеона богов и никогда не использовалась для жертвоприношений. Объясняется это тем, что, согласно наиболее древним мифам, она являлась постоянной спутницей другой богини – Хатхор, покровительствовавшей женственности, любви и плодородию. Кроме того, священная корова, как и любая другая, снабжала семью молоком, чем, естественно, заслуживала благодарность.

На протяжении веков египетская мифология включала в себя всё новые образы. В более поздний её период пантеон пополнила Великая белая корова Гелиополя, находившаяся под покровительством богини Изиды, так же, как и Хатхор, ведавшей вопросами любви и продолжения человеческого рода. Именно Гелиополя считается матерью священного быка Аписа, резиденция которого находилась в мемфисском храме.

Пернатые боги Египта

Другим весьма почитаемым представителем египетской фауны была птица ибис, считавшаяся одним из земных воплощений бога мудрости Тота, изображавшегося всегда с её головой и человеческим туловищем. По верованиям древних египтян, именно он являлся создателем письменности и литературы. В лучах славы бога-мудреца купалась и эта набольшая птичка, наделённая природой длинным изогнутым клювом. Согласно закону тех лет, виновный в её гибели подлежал суровому наказанию вплоть до смертной казни, а его жертва бальзамировалась.

Священное животное древнего Египта. Почитание быка, коровы, кошки, мангуста, сокола

В пантеоне пернатых египетских божеств почётное место отводилось также соколу. В ранний период истории он отождествлялся с Гором – богом неба, солнца и царственности. До наших дней сохранилось немало его изображений в виде человеческой фигуры с головой сокола или крылатого солнца. На более позднем этапе египетской истории сокол стал ассоциироваться с понятием человеческой души-Ба, представлявшей собой совокупность его эмоций и чувств.

При жизни человека она могла свободно путешествовать как по миру снов, так и тёмными лабиринтами царства мёртвых. Через некоторое время после смерти своего хозяина душа-Ба впадала в летаргический сон. В представлении египтян, она имела вид сокола с человеческой головой, чем отличалась от изображений бога Гора.

Священные животные Древнего Египта: кошка

Однако пернатые составляли лишь часть пантеона богов. Ещё одно священное животное Древнего Египта, являвшееся объектом всеобщего поклонения – это кошка. Известно, что по своему статусу она немногим уступала быку. Вообще, история этих животных напрямую связана с Древним Египтом. Бытует даже мнение о том, что именно там они были одомашнены, и памятником этому стали современные египетские кошки сфинксы – порода, для которой характерно полное отсутствие шерсти.

Когда-то жизнь на берегах Нила была для кошек золотым веком. Их любили и берегли, как ни в одну из других исторических эпох. Кошка считалась хранителем домашнего очага, и если в семье царили мир и благоденствие, именно ей приписывалась сия заслуга. Кроме того, защищая от грызунов урожай, они оказывали людям неоценимую услугу, спасая их от голода. В этом, в частности, и заключалась одна из причин, почему кошки почитались египтянами как священные животные.

Известно, что в случае пожара, землетрясения или иного какого-либо бедствия из дома прежде всего выносили кошку, а уже после заботились о детях, стариках и разного рода имуществе. Не удивительно, что кошачья смерть являлась таким же горем, как и кончина любого члена семьи. В доме объявлялся траур, а усопшую хоронили с теми же почестями, что и любого родственника.

Священное животное древнего Египта. Почитание быка, коровы, кошки, мангуста, сокола

Богиня с кошачьей головой

Тягчайшим преступлением считалось причинить кошке какой-либо вред, независимо от того, был в том злой умысел или нет. Иногда доходило даже до абсурда. Известен, например, случай, когда персидский царь Камбиз во время завоевания Египта приказал каждому из воинов передового отряда привязать к своему щиту по живой кошке. В результате египтяне сдались без боя, так как не могли сопротивляться, рискуя поранить своих любимиц.

Игривость и незлобивый нрав кошек стали причиной того, что богиня радости и веселья Бастет традиционно изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Особенное распространение такие композиции в виде рисунков и статуэток получили в эпоху Нового царства (1070-712 гг. до н. э.). Излюбленным сюжетом в них была Бастет, кормящая своих котят. Хорошо известные нам современные египетские кошки сфинксы своим обликом в чём-то напоминают эту древнюю богиню.

Обожествление крокодилов

Подобно тому, как бык почитался благодаря той роли, которая ему отводилась при возделывании полей, другое священное животное Древнего Египта – крокодил – принимал всеобщие поклонения по причине плодородия земель. Считалось, что эта рептилия являлась живым воплощением бога Себека, ведавшего разливами Нила, которые орошали поля и приносили на них живительный ил.

Как и Апис, священный бык в Древнем Египте, подобный ему по статусу крокодил также выбирался жрецами из сотен своих собратьев. Он селился в специально возведённом храме, и там, живя в сытости и довольстве, скоро отвыкал от дурных наклонностей и становился совершенно ручным. Крокодилов в Египте запрещалось убивать даже в тех случаях, когда их действия угрожали жизни людей.

Священное животное древнего Египта. Почитание быка, коровы, кошки, мангуста, сокола

Лягушки и их связь с загробным миром

Большую симпатию древние египтяне питали также ко всякого рода земноводным и пресмыкающимся. В частности, лягушек они включили в число священных животных, поскольку те входили в свиту богини Хекет, покровительствовавшей роженицам. Кроме того, существовало поверье, что они обладают способностью самозарождения. Это дало повод связывать их с загробным миром, в котором возрождаются все завершившие свой земной путь.

Добрые и злые змеи

К змеям у египтян было двойственное отношение, поскольку в понимании последних эти создания являлись носителями как доброго, так и злого начала. Например, мифический змей Апоп являлся олицетворением зла и мрака. Считалось, что, когда по ночам бог солнца Ра держит свой путь меж берегов подземного Нила, коварный змей пытается помешать ему, выпив из реки всю воду. Между ними завязывается борьба, из которой Ра всегда выходит победителем, но на следующую ночь эта история повторяется.

В то же время покровительницей Нижнего Египта считалась красная кобра, являвшаяся олицетворением богини Уаджит – хранительницы царской власти. Её стилизованное изображение – урей – всегда украшало диадемы фараонов, являясь свидетельством их царствования как в этом мире, так и в загробном.

Бесстрашный мангуст

После разговора о змеях уместно вспомнить ещё одно священное животное Древнего Египта, имеющее к ним самое прямое отношение – мангуста. В Египте эти маленькие хищники водились в изобилии и легко приручались. Часто их держали в качестве домашних животных. Египтянам импонировала та отвага, с которой они бросались на кобр.

Священное животное древнего Египта. Почитание быка, коровы, кошки, мангуста, сокола

Поскольку змеи, как было сказано выше, воспринимались в качестве носителей не только доброго, но и злого начала, считалось, что мангусты истребляют именно тех из них, которые исполнены дурных намерений. За это маленькие зверьки пользовались всеобщим почитанием и также причислялись к священным животным.

Почитание мангуста имело столь широкий размах, что до сего дня среди руин храмовых комплексов встречаются возведённые в их честь памятники. Кроме того, при раскопках на территории Египта обнаружено немало бронзовых изваяний, а также нательных амулетов с изображением зверька. Считалось, что этот аксессуар способен защитить от укуса змей.

Жук, повторяющий путь солнца

И наконец, совершенно невозможно представить Древний Египет без жука-скарабея, ставшего живым символом этой уникальной цивилизации. Такой чести он удостоился благодаря своей особенности перекатывать с востока на запад изготовленные им навозные шары.

Делает он это до тех пор, пока вкраплённые в навоз яйца не созреют и личинки не появятся на свет. Египтяне, полагавшие, что таким образом трудолюбивый жук повторяет путь солнца, считали его символом созидательной энергии этого небесного светила.

Характерно, что своего верховного бога Хепри – творца мира и людей – они изображали в виде человека со скарабеем вместо головы. Всемерному прославлению этого в общем-то обычного жука-навозника способствовало также поверье, согласно которому он, как и лягушка, обладал способностью самозарождения и, подобно ей, наведываясь в царство мёртвых, помогал там воскреснуть всем новоприбывшим.

Священное животное древнего Египта. Почитание быка, коровы, кошки, мангуста, сокола

Обделённые любовью

Неверно думать, однако, что все без исключения животные обожествлялись и принимали почести. Были среди них и исключения. Например, культ широко распространённого в Древнем Египте гиппопотама существовал лишь в Папримитском округе. Остальные жители страны относились к нему весьма настороженно, что, впрочем, не мешало им изображать богиню Таурт – покровительницу рожениц– в виде беременной самки этого животного.

Не приглянулись египтянам и свиньи, считавшиеся нечистыми животными. Существовало даже поверье, что молоко свиней способно вызвать проказу. Раз в год их использовали для принесения в качестве ритуальной жертвы, после чего съедали. Как видно, голод пересиливал суеверный страх.

Источник: fb.ru


Источник: labuda.blog

Богиня кошек в Египте

Нигде и никогда, ни в одной стране древнего мира, кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории кошки, время поклонения и обожествления. Культ поклонения кошке появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания о божественности кошек встречаются ещё во времена второй династия древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.

Египетская богиня кошка Бастет

Немногим позднее, после объединения верхнего и нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали в виде женщины с головой кошки, и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта). Уподобляемая солнечному и лунному свету, царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Богиня Сохмет

Была у египтян ещё одна богиня, имеющая непосредственное отношение к кошкам. Это львица Сохмет (или Муут), могучая, великая владычица пустыни. Грозная и беспощадная богиня войны и палящего солнца. В состоянии ярости превосходила все рати врагов. Её оружием были знойные ветры самума и стрелы, которыми она поражала сердца врагов. В одном из древних мифов о наказании непокорных людей богом Ра, Сохмет превзошла все дозволенные границы и устроила беспощадную резню людей. Испугавшись, как бы Сохмет вовсе не истребила всех людей, боги пролили на землю красное вино. Приняв его за кровь, Сохмет набросилась на него, опьянела и уснула, прекратив бойню. Несмотря на гневливый характер, была хранительницей мира и защитницей людей. К Сохмет возносили молитвы в минуты опасности и просили зашиты от врагов.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис, недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.

Почему в Египте почитали кошек

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, чтобы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допустите Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа семейной любимицы могла возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ею при жизни, и даже мумии мышек.

Культ кошек в древнем Египте

Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумии помещались в деревянные или известняковые саркофаги, иногда украшенные золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенных саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй–четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э). Закон был также на стороне этого священного животного. За убийство кошки, даже непредумышленное, грозило суровое наказание вплоть до смертной казни.

Поклонение кошке однажды подвело египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они хорошо были видны (по другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога до завоевания страны греками, а чуть позднее и римлянам.

Что интересно. Распространению кошек за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось. Это означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением. Чем оно каралось, думаю, говорить не стоит. Когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или выкрадывали их, чтобы вернуть тех обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

Священные кошки Египта

Египетские художники не поскупились изобразить священное животное в любых формах на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Молодые девушки страстно молили богиню Баст об исполнении их желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

И вот еще интересные сведения о жизни кошек в Каире в 19 веке

Британский востоковед Эдвард Лэйн в 30-х годах XIX века был в Египте. Свои заметки о жизни тогдашних египтян он изложил в книге «Нравы и обычаи египтян». На страницах этой книги он упомянул интересное явление из жизни каирцев. «А вот еще забавная черта из жизни египетской столицы: все бездомные кошки кормятся за счет каирского кади (главного судьи), проще говоря, находятся у него на иждивении. Каждый день, после полудня, на большой двор перед Махкамой (место судопроизводства) приносят потроха, и кошек созывают на трапезу. Баш-кятиб (главный писарь кади) рассказывал мне, что султан аз-Захир Бейбарс (мамлюкский султан XIII века) в завещании отказал кошкам сад рядом со своей мечетью.

Сад называется Гейт аль-кутта (Кошачий сад). Однако сад был все же продан душеприказчиками под тем предлогом, что слишком запущен и поддержание его приносит одни убытки. Потом этот сад еще долго переходил из рук в руки. Сейчас ежегодный доход с него составляет хекр (налог на землю) всего в пятнадцать пиастров, отчисляемых в пользу бездомных кошек. В результате забота о кошках пала на городского кади. По долгу службы он является официальным распорядителем всех средств, завещанных на дела милосердия». До сих пор, как в Каире, так и в Дамаске, Стамбуле и других мусульманских городах можно увидеть много кошек.

Кошка в античной мифологии

Лев был одним из главных персонажей греческой мифологии, в то время как домашние кошки в ней почти не фигурировали. Довольно противоречив образ богини Артемиды: сначала её считали львицей, но позднее появилось предание о том, что она сотворила кошку, а потом улетела на луну, приняв образ кошки.

В римской мифологии эта богиня носит имя Дианы. Обе они почитались как великие охотницы и богини Луны. Говорили, что эта планета распоряжается плодородием, так же как египетская богиня Бастет. Римляне заимствовали многие элементы культуры у других народов: богиня любви Венера отождествлялась с Афродитой, египетской Бастет и скандинавской Фрейей. Венеру одновременно представляли и в виде привязчивой маленькой кошечки, и в виде дикой кошки с клыками и когтями, воплощавшей материнские инстинкты. Венера нередко изображалась с кошкой.

В зороастризме, древнейшей религии парсов, убийство кошки приравнивалось к убийству человека.

Источник: www.astromeridian.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.