Кто живет в калмыкии


Солнечная республика Калмыкия существенно отличается от многих других российских регионов. Тут особенно сильны старые традиции и обычаи, и туристов местная жизнь может изрядно удивить.

У калмыков и монголов общие корни. Некогда калмыцкая орда выделилась из Золотой Орды Чингисхана. Калмыкия появилась на карте мира в XVII веке, когда западные монголы или ойраты, как называют себя калмыки, вышли из Джунгарии и основали Калмыцкое ханство на том же месте, где и живут по сей день.

2. Главное достоинство Калмыкии — тут безумно интересно и очень красиво, а от этих краёв можно получить впечатлений не меньше, чем от отдалённых экзотических стран.

3. Калмыкия находится совсем недалеко, она соседствует с Астраханской, Ростовской областями, Ставропольским краем и Дагестаном. Но во время посещения Калмыкии возникает чувство, что путешественник находится не только на другой стороне планеты, но и на совершенно другом полюсе цивилизации и культуры.

4. Республика Калмыкия насчитывает чуть меньше 300 тысяч населения. В Калмыкии живёт примерно столько же людей, сколько в тихоокеанской стране Вануату.

5.Несмотря на такую небольшую численность населения, её территория превышает площади таких стран, как Эстония, Нидерланды, Швейцария, Бельгия или Дания, и в 2,5 раза больше, чем площадь Армении. Среди 85 субъектов РФ республика занимает 42 место по площади.


Кто живет в калмыкии

Элиста — столица республики

6. Крупнейшим городом Калмыкии является столица республики, Элиста. Тут проживает чуть более сотни тысяч человек, а это треть всего населения Калмыкии. Элиста является самым молодым региональным центром России. Название её звучит так, будто оно греческое, но на самом деле это слово переводится с калмыцкого языка как «степной». Своё название город получил по названию реки, которая протекает вдоль столицы.

7.Город сильно пострадал от бомбардировок во время Великой Отечественной войны, поэтому очень старых зданий в городе найти не удастся. Тем не менее, удивить он может даже видавших виды туристов.

Кто живет в калмыкии

Ночная Элиста

8. На территории Республики Калмыкия проживают представители многих десятков народов. Больше всего тут калмыков и русских — 57% и 30% соответственно. Калмыцкий язык имеет тут официальный статус наряду с русским.

9. В городской черте проживает около 45% населения Калмыкии. Остальные живут в сельской местности.

10.Из-за летней жары, иногда достигающей +40 градусов, в калмыцких степях иногда можно наблюдать миражи.


Кто живет в калмыкии

11. В 150 километрах от столицы находится так называемый «Поющий бархан», который является самым высоким барханом в прикаспийской зоне. Поющим его называют потому, что если попасть в это удивительное место во время сильных ветров, то можно услышать, как между возвышениями раздаётся странный звук. Он напоминает игру на каком-то неведомом духовом инструменте. Поскольку безветренная погода в этих местах бывает редко, то услышать «невидимого музыканта» можно часто.

12.Песчаный пейзаж, напоминающий пустыни Египта или Африки, дополняют фигуры верблюдов, живущих тут на свободе. Они находятся под охраной государства, поэтому не боятся людей и подпускают к себе достаточно близко. Назвать это место безлюдным нельзя: здесь прекрасные пейзажи для съёмок фильмов, клипов и рекламы, поэтому достаточно часто тут можно встретить съёмочные группы, которые делают потрясающие кадры для известных изданий.

Кто живет в калмыкии

13.Причиной, заставившей покинуть прежнюю родину, стал дефицит пастбищ, где можно выпасать скот. Новые территории идеально подходили для этого: до сих пор по калмыцким степям можно ехать несколько часов, не встретив ни одного человека, но наблюдая из окна автомобиля бесконечные степи.

14.Уже в первой половине XVIII века ханство стало очень могущественным. Пётр I во время своего правления всячески выделял калмыцкого хана из многочисленных подданных и даже доверял ему охрану южной границы в моменты, когда длительно пребывал за границей.

15. Во время Северной войны в начале 18-го века в сражении под Псковом войско калмыков верхом на верблюдах наголову разгромило и обратило в бегство шведскую конницу.


Кто живет в калмыкии

Шахматный городок «Сити-Чесс

16. В 1998 году в Элисте возвели удивительный объект – Шахматный городок «Сити-Чесс», для проведения XXXIII Всемирной Шахматной Олимпиады. Центральным объектом здесь стал Дворец шахмат, который выполнен в форме кибитки. В 2001 году здесь же был открыт Музей шахматной славы, который с удовольствием посещают не только шахматисты, но и люди, далёкие от этого вида спорта.

17. «Сити-Чесс» — единственный в мире шахматный городок. В этом городке, который соответствует всем европейским стандартам, возводятся жилые дома, разработан тематический ландшафтный дизайн, что делает его уникальным общественным, культурно-деловым и туристическим объектом.

18.Любовь и уважение к шахматам воспитывают у калмыков на общеобразовательном уровне: бывший глава республики Кирсан Илюмжинов во время реформации образовательной системы сделал изучение основ игры в шахматы обязательным для всех школьников республики.


19. Самоназвание Калмыкии на калмыцком языке — «Хальмг Тангч», что в переводе означает «калмыцкий народ».

21. В России наряду с Бурятией, Тувой и Алтайским краем Калмыкия является регионом, где наиболее широко распространён буддизм. Но географически Калмыкия относится к Европе, а не к Азии, поэтому Калмыкия является единственным европейским регионом, исповедующим буддизм.

22. Вера, которую исповедуют калмыки, отражается на их характере и мировоззрении. Они философски и невозмутимо переносят все тяготы, лишения и внезапные радости. Злорадство и зависть отсутствуют в характере этих людей. В них есть мудрость и удивительное умиротворение, отличающее буддистов.

23.Калмыки не прекращают держать связь с Далай-Ламой, несмотря на то, что их разделяют огромные пространства. Несколько раз он посещал Калмыкию, и хотя эти визиты были короткими, они очень важны для местного населения. Людям, которые желают прикоснуться к тайнам и культуре востока, не обязательно лететь в далёкие страны, можно с головой окунуться в буддизм здесь.

Кто живет в калмыкии

Пагода Семи Дней

24. С буддизмом связаны удивительные достопримечательности этой республики. На центральной площади столицы в 2005 году открыли Пагоду Семи Дней, которая по красоте не уступает красивейшим пагодам мира. Это строение знаменует собой выход из сансары для достижения нирваны в буддизме.

25.Внутри пагоды находится огромный барабан, который используется во время молитв. Его высота составляет 1,8 метра, а диаметр – 1,2 метра. Такой подарок Калмыкии сделали индийские ламы. Инструмент весом в 2 тонны инкрустирован золотыми буквами, а внутри него хранится 75 миллионов мантр. Вокруг пагоды построены фонтаны.


Кто живет в калмыкии

Золотая обитель Будды Шакьямуни

26.Но главной достопримечательностью считается Золотая обитель Будды Шакьямуни, которая представляет собой самый крупный буддийский храм в Европе. Помещение храма настолько огромно, что легко вмещает в себя музей, библиотеку, несколько конференц-залов, девятиметровую статую Будды, резиденцию главы буддистов Калмыкии и ещё много чего другого.

27. Хотя Калмыкия никогда не была многолюдной, внешние враги всегда боялись военных стычек с ней, потому что таких самоотверженных воинов, способных жертвовать жизнями во благо свободы своего народа, можно найти только в Китае и Корее.

28. Именно в Калмыкии появился знаменитый клич «ура», произошедший от калмыцкого «уралан», что означает «вперёд».

29.Историки называют калмыков прошлых веков одним из 5 наиболее воинственных народов всего мира. Ещё 400-500 лет назад отряды степняков с калмыцких просторов регулярно совершали набеги не только на русские города, но даже на китайские территории.

30. В середине 20-го века по приказу Сталина калмыки были принудительно переселены в Сибирь, и лишь спустя полтора десятка лет возвращены обратно. Эта трагедия унесла жизни трети всего калмыцкого народа. Это самая большая трагедия Калмыкии в современной истории.


Кто живет в калмыкии

31. Наряду с лошадьми местное население активно разводит верблюдов. Предки современных калмыков использовали верблюдов в качестве боевых животных.

32. Бескрайняя степь, жаркое лето, короткая, но порой холодная зима — так можно вкратце охарактеризовать эти края.

Кто живет в калмыкии

33. Любители творчества Ильфа и Петрова будут приятно удивлены, увидев тут памятник великому комбинатору Остапу Бендеру.

34. Чай здесь имеет крепкую заварку с добавлением не только молока, как принято во многих странах, но и с добавлением сливочного масла, он может быть солёный и перчёный молотым перцем, приправленный корицей или мускатным орехом.

35. В составе многих калмыцких блюд можно найти потроха и кишки, которые на первый взгляд отталкивают людей, в чьей культуре не приняты такие «экзотичные» ингредиенты блюд. Но после того, как эти блюда решаются продегустировать, все отмечают их приятный вкус.

Кто живет в калмыкии

Тюльпаны Калмыкии

36. Ботаникам известно, что на земле насчитывается 140 видов тюльпанов, и самое большое их количество в дикой природе растёт не в Голландии, как считают многие, а в Калмыкии.


37. В Калмыкии есть удивительный остров, расположенный внутри острова Маныч-Гудыло, здесь можно встретить 100 разных видов тюльпанов. Весной заповедный остров представляет собой потрясающую палитру сиреневых, красных, жёлтых, белых и бордовых цветов.

38.Этой красотой любуются множество людей. Каждый год в апреле здесь проводится фестиваль тюльпанов, на который съезжается масса туристов, желающих увидеть это впечатляющее зрелище. Главное правило этого мероприятия: срывать тюльпаны категорически запрещено, ими можно только любоваться.

Кто живет в калмыкии

39.Согласно местной старой легенде, в степи можно найти цветущий чёрный тюльпан, который способен исполнить заветное желание человека, обнаружившего его. Такой цветок можно встретить единственный раз в жизни, и эта встреча станет залогом обязательного счастья и долгих лет. Главное, сохранить в секрете место, где был обнаружен чёрный тюльпан.

40. Вместо «счастливого пути» в Калмыкии распространено пожелание «белой дороги», смысл которого тот же.

41. В сельской местности тут местами до сих пор пользуются авторитетом шаманы. Распространено также поклонение огню.

Кто живет в калмыкии

Большое Ялшатинское озеро

42. Удивительное природное явление в Калмыкии – Большое Ялшатинское озеро – место, куда приезжают люди не только в поисках впечатлений, но и в стремлении улучшить своё здоровье. В народе этот водоём называют Солёным озером, хотя в старину его называли Джалгинским. Питается оно благодаря ливневым водам, талыми и подземными потоками.


43.Ещё в XIX веке из него начали добывать соль в промышленных масштабах. По тем временам на берегу было организовано огромное производство, на котором трудились 500 рабочих. Большинство из них были отставными солдатами, которые страдали от ревматических заболеваний.

44. После окончания работ на солевом производстве большинство из них с удивлением обнаружили, что проблем со здоровьем, которые мучили их годами, больше нет. С тех пор люди начали использовать соль этого озера для лечения.

45.Неоднократно проводились исследования состава солей Ялшатинского озера, последнее масштабное изучение учёные проводили в 2001 году. Его результаты подтвердили, что лечебные характеристики грязей калмыкского озера превосходят даже именитые грязевые курорты Северного Кавказа.

46.Здесь можно не только улучшить работу системы кровообращения, излечиться от воспалений или улучшить состояние нервной системы, но и омолодить организм, поэтому грязи солёного озера используют для косметологических процедур.

Кто живет в калмыкии

47. Даже природа благосклонна к калмыкам в их вере, поэтому на территории прикаспийской зоны здесь можно увидеть красивейшее зрелище – удивительные лотосовые поля. Лотос – знаковый символ буддистов, и для местного населения сохранение этих природных зарослей является очень важной миссией.


48. До начала 20-го века в Калмыкии было распространено так называемое воздушное погребение — кочевники просто оставляли покойных в степи, в стороне от основных своих путей.

49. Среди всех республик и стран мира уровень потребления мяса на душу населения в Калмыкии самый высокий, свыше 100 килограмм в год.

50. Калмыки – народ, который ведёт достаточно закрытый образ жизни, не стремясь хвалить себя или выставлять напоказ свои заслуги. Тут удивительным образом сочетаются прогрессивность молодёжи и глубокое уважение корней своего народа, красота цветущих степей и резкость постоянных ветров, современные жилые кварталы и всплывающие между ними буддийские храмы, невероятный самоконтроль калмыков и их непоколебимая вера в собственные силы.

Кто живет в калмыкии

Золотые ворота

фото из интернета

Источник: obshe.net

История

Происхождение калмыков связано с историей завоеваний Чингисхана. Его Монгольское царство распространилось на всю Среднюю Азию, а очередные набеги открывали новые пути для поселения. Тогда еще племя под названием ойраты, они населяли Половецкую степь. Позже она получила новое имя в честь народности.

Калмыки (народ)

Ойраты служили хану и покорно исполняли свой долг перед войском, отдавая свои жизни в военных походах на Киевскую Русь, Кавказ, Китай, Корею и другие азиатские страны. Именно относительно военного ремесла, которым занималось подразделение, в народе и возникли этногруппы. Все дело в том, что передавались они от отца к сыну:


  • торгоуты – это личная охрана высокопоставленных лиц, монгольских ханов;
  • хошеуты шли на передовой в числе войска;
  • дербеты – это конная армия и другие.

Калмыки (народ)В один момент горячая кровь монгол вскипела и они отделились от Царства Чингисхана, что было привычным делом в то время. Актуальность распределения «кланов» на сегодняшний день не сохранилась, но в свое время привела к появлению улусов — поселений, образовавшихся относительно этнической группе. Своего рода населенные пункты тогда еще кочевников были отдалены друг от друга, но вместе составляли Калмыцкое ханство.

После революции Калмыкия окончательно стала частью России, лишь в 1929 году под эгидой коммунистов получив право называться автономной областью. Однако влияние идеологии привело к насильственному отказу от религии, а затем и переселению с родной территории во все концы страны. На их место поселили русских, и только в 1953 году они смогли вернуться в родные края. После 1984 начала возвращаться и вера (легальная регистрация храмов). Сначала христианская (православие, пятидесятники, баптисты), затем и буддизм.

Видео расскажет больше о причинах депортации:

Культура и быт народа Калмыкии

Обычаи продиктованы историческими факторами и теми условиями, в которых приходилось пребывать калмыкам от начала существования на теперешней земле. Жители республики соединили в себе несоединимые аспекты:

  • язык монголоидной группы;
  • буддийское вероисповедание;
  • представляет кочевнический народ.

Калмыки (народ)

В повседневной жизни калмык заботился о скоте, тепле жилья и пропитании. Источником питья в степи также были животные — излюбленный напиток кумыс. Готовили на костре, поэтому питались тушеной и жареной говядиной или бараниной.

Ответственность за выбор спутника жизни ложился на родителей, так как они именно они принимали решение без участия «главных героев». Молодой семье необходимо было отдельное жилье, поэтому родственники парня ставили палатку, а девушки — наполняли домашней утварью. Дату помогал назначать астролог, который определял идеальный день.

Культурным наследием выступает художественная литература, сохранившая описание жизни и быта предков. Прекрасными свидетельствами творчества стали: «Джангар», «Сказание о Гесере», «О подвигах богатыря Санары».

Численность населения

Сегодня в Калмыкии проживает свыше 278 тысяч жителей. По национальному составу 57,4% населения – калмыки, 30,2% — русские, 7,6% — даргинцы, 1,7% — казахи, 1,3% — турки, 1,2% — чеченцы. Численность горожан составляет 45% всех жителей региона.

Калмыки (народ)

По результатам масштабной переписи в 2010 году на территории республики проживало более 289 тысяч жителей. Таким образом, численность населения сократилась примерно на 11 тысяч граждан, что объясняется внутренней миграцией. Однако в последние годы данный отток заметно снизился. Республика перестает быть депрессивным регионом.

Вероисповедание

Калмыки не имеют одного преобладающего направления в вероисповедании, так как их история полна кардинальных изменений. Существует три ветви, к которой принадлежат в какой-то мере все представители народа, однако есть и ярые почитатели одной их этих религий:

  • шаманизм;
  • буддизм;
  • православное христианство.

Изначально в поселениях преобладало почитание сил природы, из чего выходила вера в существование посвященных людей, говорящих с духами и повелевающих им. Шаманы есть здесь и до сих пор, однако в подлинности большинства стоит задуматься — для некоторых это лишь повод заработать на легковерных туристах.

В XVII веке на территорию, где живут калмыки, пришли просветители из Тибета, чтобы принести поселенцам буддизм и ламаизм. На сегодняшний день действительно весомый процент населения продолжает быть верным этой религии, что удивительно для части европейской страны.

Калмыки (народ)

Со временем Российская империя стала проявлять больше интереса к этой местности, а следовательно и ее жителям. Монорегилия на большей части территории уже проявила себя, как целительный пластырь на разобщенной земле, поэтому и здесь начали прививать православие.

Уже советская власть окончательно отвергла буддийское духовенство, построила на территории Астраханской губернии возле калмыков христианскую семинарию, и ввела поощрительные санкции для тех из них, кто примет новую веру. К примеру, таким людям было разрешено переехать жить и работать в другие края родины.

Ключевую роль в принятии православия сыграло то, что в духовных училищах преподавали грамоту, готовили к церковной службе и работе просветителем. Личностный рост калмыка стал зависим от вероисповедания, поэтому его стали принимать массово. Однако на деле, как и по всей России, традиции и религия предков не исчезли, а лишь смешались с «новыми правилами».

Калмыки (народ)

Древние традиции

Уклад общественной жизни калмыков формировался веками. У местных жителей существовали свои нравы и правила культурного поведения – народная этика. К примеру:

  • Если молодой человек позволял себе грубость по отношению к старшему по возрасту, то считалось, что он нагрубил собственным родителям.
  • Поведение, когда посторонний вмешивался или подслушивал чужой разговор, считалось неприличным.
  • Позорным считалось и то, когда кто-то поднимал шум либо скандалил на территории людей, с которыми произошло горе или несчастье.
  • Прохожий, который игнорировал приветствия и делал вид, будто не замечает своего знакомого, подвергался осуждению.
  • Крайне неприличным считалось и то, когда гость опрокидывал чашку вверх дном после чаепития. Его считали неблагодарным и больше никогда не приглашали в свой дом. Такое же отношение было и к людям, которые переночевав, уходили, не попрощавшись с хозяевами, да еще и хлопали дверью.
  • Когда в дом входил пожилой человек, молодые должны были поддержать его и помочь открыть дверь.

Традиционные обычаи и обряды

У калмыцких народов было много традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них совсем не изменились и дошли до наших дней, а другие со временем устарели, забылись и вовсе исчезли. Большинство обычаев и традиций калмыцкого народа были заимствованы с древних веков, в них прослеживалось стремление украсить свое жилище, нравственно-эстетические идеалы, старинные народные приметы и суеверия.

Традиции и обычаи калмыцкого народа

К примеру, было заведено следующее:

  • утром хозяюшки открывали дымоходы слева направо;
  • калмык, уходя по рабочим и прочим делам, обходил домашний очаг слева направо;
  • при встрече с посторонним проходили по левую сторону от него;
  • у места назначения останавливались с левой стороны.

То есть все действия традиционно осуществлялись по направлению движения жизненного источника – солнца – слева направо.

Большинство обычаев имели религиозный характер. Для калмыков, не владеющих грамотой, служители религиозного культа приравнивались к святым. Им доверяли и относились к ним с большим уважением. Жрецы и религиозные учителя были грамотными. Лучших посылали в Тибет и Монголию для изучения буддизма. Проучившись в тех краях, они возвращались на родину глубоко уважаемыми людьми, имеющими духовное звание.

Верующие регулярно молились богам, 4-5 раз в год посещали монастырь, совершали подношения: одни жертвовали скот, другие — деньги. И в любых случаях обращались за советом к священнослужителям.

Очищение огнем

Огонь для калмыцкого народа – великое божество, поэтому с ним связано много традиций, обрядов и суеверий. Нельзя переступать через огонь, плевать в него либо тушить водой. Разрешается засыпать землей или песком.

Очищение огнем

В древние времена, когда потомки монгольских ойратов вели кочевой образ жизни, прежде чем поставить кибитку на новое место, люди обрабатывали его огнем. Подобный обряд очищения жив и сегодня. По калмыцким традициям, заезжая в новую квартиру, хозяева проносят по комнатам небольшую чашу с огнем.

Чайная церемония

Если калмыку посчастливилось попасть в гости на утренний чай, это считалось хорошей приметой. Хозяева дома обязательно приглашают вошедшего присоединиться к утреннему чаепитию. Местные жители никогда не отказываются от подобных приглашений.

Калмыкский чай

Предложить гостю несвежий чай считалось сверх неприличия, несмотря на всю стесненность обстоятельств. Поэтому чай готовили в присутствии приглашенного. Если в процессе приготовления и подношения напитка хозяйка допускала ошибку, к примеру, кипятила воду без заварки, то гость принимал это на свой счет, как неуважение.

Ритуализованная форма чаепития – это лишь один из многочисленных обрядов калмыцкого народа. Однако он отражает сущность национального характера, религиозную приверженность калмыков и их преданность традициям предков.

Современные традиции

Сегодняшняя молодежь с гордостью называет себя ойратами, изучает калмыцкий язык и культуру. Яркий тому пример – народный ансамбль песни и танца «Тюльпан» в Элисте.

Народный ансамбль песни и танца «Тюльпан»

Современная республика держится на двух столпах – буддизме и шахматах. На территории всей Калмыкии находятся хурулы, святыни, развиваются центры восточной и тибетской медицины. Главное светское занятие — шахматная игра. Ей учатся в школах, а играют на улицах и в скверах. Бывший глава республики К. Илюмжинов основал в Элисте Сити-Чесс – шахматный городок со своим музеем и зданием для проведения игр и соревнований.

Калмыки (народ)

Сегодня в Элисте ведутся работы по созданию организационных, правовых и экономических условий для функционирования культурных учреждений, развития традиционного творчества, сохранения самобытной культуры народностей, проживающих в пределах республики.

Обычаи и праздники калмыков

Один из главных праздников в калмыцкой культуре — Зул (Новый год). Ему более шестисот лет. Отмечают праздник в 25-й день месяца Коровы по калмыцкому календарю. В Новый год не принято пить спиртное, вместо него гостям подают джомбу (национальный молочный чай), борцоки и другие сладости. Зул переводится как «лампада». В этот день огни зажигаются повсюду – в домах, хурулах, на улицах. Существует поверье: если пламя будет сильным, то солнцу зарядится большей энергией, а, значит и греть оно будет лучше.

С приходом весны в Калмыкии отмечают Цаган сар (праздник Белого месяца). Жители городов и селений поздравляют друг друга с окончанием холодного и голодного времени. Местные считают, что с наступлением весны в мире просыпается новая жизнь, на пороге которой нет препятствий для добродетели. Накануне праздника женщины пекут борцоки, делают подношение на алтарь, зажигают лампаду и перебирают четки. Обязанность детей в этот день – посетить родительский дом.

Урюс – главный летний праздник. Его отмечают в первое полнолуние июня. В этот день принято задабривать богов обильными подношениями, чтобы они даровали сочную и богатую траву на пастбищах. Если скот будет накормлен, то в кратчайшие сроки принесет потомство, а значит скотоводы будут жить в достатке. В ходе обряда хозяин опрыскивает головы овец, коров и прочих домашних животных молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов

Праздник тюльпанов является самым молодым. Отмечают его обычно во второй половине апреля, когда на калмыцких степях распускаются тюльпаны – одни из главных достопримечательностей региона. В этот день проходят народные гуляния, выступают танцевальные коллективы, съезжаются туристы, чтобы своими глазами увидеть это уникальное зрелище.

Религия

Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где присутствует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.

Калмыки (народ) Элиста

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

Калмыки (народ)

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

  • Изготовление кожаных изделий.
  • Изготовление войлока.
  • Чеканка.
  • Гравировка металлических изделий.
  • Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

Калмыки (народ)

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Жилище

Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.

В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.

Калмыки (народ)

Еда

Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:

  • Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
  • Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.
  • Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
  • Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.

На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.

Калмыки (народ)

Одежда

Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.

Калмыки (народ)

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи. Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны. Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах. Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

  • Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
  • День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
  • День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
  • День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
  • Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
  • Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
  • День рождения Чингисхана. Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
  • Национальным праздником в Калмыкии является Зул. Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.

Калмыки (народ)

Имена

У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

  • Алдар — великий;
  • Баатр — богатырь;
  • Улан — красный;
  • Джиргал — счастье;
  • Чон — волк;
  • Гальдж — огненный;
  • Бембя — название Сатурна;
  • Дорджи — алмаз.

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

  • Альвина — белая;
  • Герел — луна;
  • Дун — грациозная;
  • Замбага — магнолия;
  • Кермен — белка;
  • Лиджа — звонкоголосая;
  • Сарана — лилия;
  • Сувсана — жемчужина.

Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

Калмыки (народ)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Источник: school1208.ru

Русские и калмыки

Калмыцкие кочевники стали соприкасаться с донскими и волжскими казаками начиная с XVII века, когда им разрешили поселиться на казачьих землях, где тоже не обходилось без конфликтов. Но реальные проблемы с калмыками начались в Советском Союзе — степняков депортировали в Сибирь и Среднюю Азию после Великой Отечественной войны. После того как калмыков реабилитировали, а Калмыцкую АССР восстановили, межнациональный конфликт разгорелся по-настоящему.

В 1963 году на пленуме калмыцкого Обкома даже официально обсуждали пути преодоления националистических склонностей азиатов. Аборигены называли местных русских основными виновниками депортации. Начались драки, русские стали организовываться и защищаться. Среди них возобладало мнение, что калмыков выслали совершенно правильно — за пособничество врагу, а вернули зря, и что российские цари зря позволили азиатским пришельцам жить на исконных казачьих землях.

klm1

Национальный состав Республики Калмыкия по районам

Примечательно, что местное партийное начальство в нехарактерном для коммунистов приступе здравомыслия поначалу старалось продвигать русских на руководящие посты. Калмыки в ответ начали писать жалобы в Москву, требуя равного представительства. Чью сторону заняли кремлёвские поборники дружбы народов, догадаться нетрудно. Некоторых русских националистов (прямо так и говорили) исключили из партии и лишили высоких должностей. Временами товарищи даже пытались защитить русскую культуру — например, в 1959 году на пленуме калмыцкого Обкома его секретарь М. Пономарев раскритиковал калмыцких культурных деятелей, которые «проявляют неуважение к великому русскому народу, его культуре и языку, прикрываясь лозунгом развития национальной культуры».

После развала Советского Союза ситуация обострилась ещё больше. В Калмыкии, как и в других национальных образованиях на юге России, началась медленная дерусификация. Увы, русское население уменьшается. С 1959 года доля русских существенно сократилась с 55,9% до 32,2% (2010 г.), а доля калмыков выросла с 35,1% до 57,4%. Относительное большинство славянского населения наблюдается на западе республики — в Городовиковском (57%), Яшалтинском (53%) и некоторых других районах, издавна населенных русскими.

klm2

Калмыки в российской армии

В 90-е в Калмыкии стали прямо говорить о возможной независимости от России, а русские стали подвергаться различным видам дискриминации и даже нападениям. Это было любимое развлечение приехавших в столицу калмыков из сельской местности (так называемых «гасконцев») — они объединялись в банды и терроризировали славянское население. СМИ неоднократно писали об убийствах русских на национальной почве, столкновениях русской и калмыцкой молодёжи. Доставалось и людям постарше. Например, в 1998 году была убита русская журналистка Лариса Юдина. Двое из мужчин, причастных к убийству и затем осуждённых, оказались помощниками калмыцкого президента Илюмжинова. А недавно был избит 64-летний депутат Элистинского городского собрания, почетный гражданин Элисты Виктор Скаргин. Местные русские жители подтверждают, что в центре города или в русской части калмыцкой столицы всё спокойно и проблем нет, но на окраинах такие межнациональные инциденты до сих пор случаются довольно часто.

Кроме того, в 2000-х тогдашний президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов (к слову, он серьёзно утверждает, что вступал в контакт с инопланетянами), решил ещё быстрее увеличить процент титульной национальности республики, переселив туда 10 000 калмыков из Китая, Монголии и других стран. Хотя планы были масштабнее — воссоединить всех калмыков мира (ещё около 500 тысяч) на территории России. Но процесс затормозили федеральные власти, хотя Илюмжинову всё же удалось переселить несколько сотен китайских граждан. Разговоры об этом среди калмыцкой интеллигенции ходят до сих пор — считается, что республика имеет очень маленькую плотность населения, и даже при небольшом потоке миграции титульный народ может в процентном соотношении превратиться в национальное меньшинство. К слову, китайские делегации очень часто приезжают в Калмыкию, где их встречают с особым почётом.

klm3

Региональная символика превалирует в Калмыкии над российской

В президентство Илюмжинова в главной газете республики «Хальмг Унн» («Калмыцкая правда») начали появляться статьи откровенно сепаратистского и антиславянского содержания. Потом калмыцкий национализм в печати несколько сбавил обороты, но в газетах до сих пор то и дело появляются материалы, в которых Калмыкия называется «землёй, которую калмыкам завещал Чингиз-хан» (а русские цари, соответственно, отобрали наследство). На форумах и в социальных сетях популярны темы с названиями вроде «Калмыкия — для калмыцкого народа», «Распад РФ — шанс для калмыков». Бытовая неприязнь к русским никуда не делась и существует до сих пор.

Как и во всех прочих национальных республиках РФ, этническому русскому в Калмыкии труднее устроиться на хорошую работу или государственную службу, чем калмыку, так как никакой принцип процентного соотношения национальностей на руководящих должностях, увы, не соблюдается. Ни в исполнительной, ни в законодательной власти почти не осталось русских. Русские покидают республику, уезжая в Ставропольский край, Астраханскую область или сразу Москву, так как не видят никаких перспектив для себя и своих детей. Интересно, что смешанные браки русских и калмыков распространены достаточно широко (детей от таких союзов называют «болдырками»), и даже если отец русский, а мама калмычка, ребёнок всё равно принимает калмыцкую идентичность. Но несмотря на все проблемы, русско-калмыцкий конфликт гораздо мягче конфликта между калмыками и кавказцами.

Кавказцы и калмыки

Пока калмыки осваивали гостеприимную сибирскую целину, на их земли стали активно переселяться представители дагестанских народов — тем более что даже после реабилитации и возвращения в Калмыкии ощущался дефицит трудоспособного населения. В итоге к 80-м годам дагестанцы стали компактно селиться на востоке республики, подмяв под себя скотоводство и другие отрасли сельского хозяйства. Калмыки очень быстро поняли, что ужиться с кавказцами невозможно. Началось воровство скота, что было особенно обидно для республики с выраженным скотоводческим типом хозяйствования, драки и конфликты. Кроме того, из-за мигрантов стал меняться этнический состав целых районов, где ранее доминировало калмыцкое население. В 1985 году доля северокавказских народов в животноводстве составляла 59,9%, калмыков — 23,9, русских — 12,2, и процент кавказцев всё увеличивался.

Когда начались вооруженные конфликты в Чечне и Дагестане, к родственникам в Калмыкию под видом беженцев устремились тысячи дагестанцев, чеченцев и прочих кавказцев. Картину дополнили бежавшие из Средней Азии турки-месхетинцы. Эти беженцы, как утверждают калмыки, стали через некоторое время откровенно терроризировать местное население, а безработица и экономический кризис того времени заставляли их заниматься криминалом — официально почти никто из беженцев не работал. Власти Калмыкии быстро поняли, что нужно сделать всё, чтобы помешать им массово селиться на территории республики, иначе дойдёт до крупномасштабных межэтнических столкновений и прямого замещения населения.

Калмыцкие радикалы часто срывали свою злость на мусульманских культовых сооружениях — справедливости ради стоит признать, что мусульманские святыни тоже оскверняли не один раз. Так, в 2001 году в мечеть поселка Прикумский подбросили голову свиньи; мечеть пришлось закрыть. Калмыки разрушили мечеть в Сарпинском районе, а в 2008 году было совершено покушение на семью председателя Духовного управления мусульман Калмыкии. В 2014-м в Элисте мечеть и вовсе сгорела. Кавказцы (даргинцы, чеченцы, турки-месхетинцы, аварцы, кумыки и другие) все вместе сегодня составляют примерно 10–15% населения республики (в некоторых районах больше), и конфликты с ними не прекращаются. Например, в 2006 году в Приютненском районе Калмыкии местные жители после убийства двух подростков стали требовать изгнания всех дагестанцев из республики.

klm4

Сгоревшая мечеть в Элисте

Прогноз на будущее

При нестабильности в России и ослаблении федерального центра Калмыкия с высокой вероятностью взорвётся. Русское население уменьшается — славян мягко выдавливают из республики; русским тяжело построить карьеру, и к этому добавляются низкая рождаемость и высокая безработица. Ну а калмыки с кавказцами вцепятся друг другу в глотку при первой же реальной возможности.

Калмыцкий сепаратизм тоже набирает обороты. Например, в декабре 2015 года в Элисте прошёл «Чуулган — съезд ойрат-калмыцкого народа», где обсуждалось создание «суверенного калмыцкого государства», право наций на самоопределение (пока «в составе России»), территориальные претензии к соседним субъектам, признание «двух геноцидов калмыков», перевод калмыцкого языка с кириллицы на ойратский алфавит, обучение калмыцкому русскоязычных жителей республики и переселение из Китая полумиллиона «ойрат-калмыцких соотечественников». Удивительно, но этот праздник самостийности проходил при полной поддержке местных властей.

Собственно, вывод известен и очевиден: пока существуют нацреспублики, а в составе России есть инородческие группы с мощным национальным самосознанием и амбициозной национальной элитой, стране будет грозить этнический сепаратизм и развал по границам национальных субъектов.

Источник: russland.mirtesen.ru

Кто живет в калмыкии

1.

Калмыки принадлежат к монголоидной расе. Их предками были западные монголы-ойраты, которые до XIII века обитали в Прибайкалье и верховьях Енисея.

Название калмыков происходит от тюркского слова «калмак» — «остаток». По одной из версий так называли ойратов, не принявших ислам.

В русских официальных документах этноним калмыки появился с конца XVI века, а спустя два столетия им стали пользоваться и сами калмыки.

Несколько столетий калмыки доставляли немало беспокойства своим соседям. В борьбе с ними прошла молодость Тамерлана. Но затем калмыцкая орда ослабела. В 1608 году калмыки обратилось к царю Василию Шуйскому с просьбой о выделении мест для кочевания и защиты от казахских и ногайских ханов. По приблизительным подсчётам, русское подданство приняло 270 тыс. кочевников.
Кто живет в калмыкии
Для их поселения сначала в западной Сибири, а затем в низовьях Волги было образовано первое государство калмыков – Калмыцкое ханство. Калмыцкая конница приняла участие во многих походах русской армии, в частности в Полтавской битве.
В 1771 году около 150 тысяч калмыков ушло на родину, в Джунгарию. Большая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, а его территория включена в Астраханскую губернию.

В годы Октябрьской революции и гражданской войны калмыки оказались разделены на 2 лагеря: часть их приняла новый строй, другие же (особенно калмыки Области Войска Донского) встали в ряды Белой Армии и после её разгрома ушли в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США и некоторых странах Европы.

Воссоздание калмыцкой государственности произошло в 1920 году, когда была образована Калмыцкая Автономная область, преобразованная затем в Калмыцкую АССР.

Принудительная коллективизация в Калмыкии привела к резкому обнищанию населения. В результате политики "раскулачивания" и последующем голоде погибло большое число калмыков. Бедствия голода сопровождались попыткой ликвидации духовных традиций калмыков.

Поэтому в 1942 г. калмыки оказали массовую поддержку немецко-фашистским войскам. В составе вермахта был сформирован Калмыцкий Кавалерийский корпус численностью около 3000 сабель. Позднее, когда Власов основал Комитет освобождения народов России (КОНР), кроме русских к нему примкнула только одна этническая группа — калмыки.
Кто живет в калмыкии  Кто живет в калмыкии
Калмыки в вермахте

В 1943 году Калмыцкая АССР была ликвидирована, а калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, продлившейся более 13 лет. 

Вскоре после смерти Сталина Калмыкская автономия была восстановлена, и значительная часть калмыков вернулась на прежние места проживания.

Перед революцией в Российской империи насчитывалось около 190 тысяч калмыков. В СССР их количество уменьшилось до 130 тысяч в 1939 г.. и 106 тысяч — в 1959 г. По данным переписи 2002 года в России проживает 178 тыс. калмыков. Это самый «молодой» этнос Европы и единственный монгольский народ, живущий в ее пределах.

2.

Калмыки издревле вели кочевую жизнь. Свою степь они признавали общим владением улусов. Каждый калмык обязан был кочевать со своим родом. Направление путей регулировалось колодцами. Объявление о снятии кочевья делалось особым знаком – воткнутой вблизи княжеской ставки пикой.

Источником благосостояния калмыков был скот. Тот, у кого погибло стадо, превращался в «байгуша», или «убогого». Эти «убогие» снискивали себе пропитание, нанимаясь главным образом в рыболовные ватаги и артели.

Женились калмыки не ранее того возраста, когда парень оказывался способен самостоятельно пасти табун. Свадьба совершалась в кочевье невесты, но в юрте жениха. По окончании свадебных торжеств молодые перекочевывают в кочевье новобрачного. Согласно традиции муж всегда был волен возвратить жену ее родителям. Обычно это не вызывало никакого неудовольствия, если только муж честно возвращал назад вместе с женой и ее приданое.
Кто живет в калмыкии
Религиозные обряды калмыков представляют смесь шаманских и буддийских верований. Тела покойников калмыки обыкновенно выбрасывали в степь в безлюдном месте. Только в конце XIX века, по требованию русских властей, они начали закапывать мертвецов в землю. Тела умерших князей и лам обыкновенно сжигались при исполнении многочисленных религиозных обрядов.
Калмык никогда не скажет просто: красивая женщина, ибо в Калмыкии знают четыре типа женской красоты.

Первый называется «эрюн шагшавдта эм». Это женщина, обладающая нравственным совершенством. Калмыки считали, что добрые мысли и чувства, чистое состояние души отражаются на состоянии человеческого организма. Поэтому женщина с чистой нравственностью могла лечить людей, исцелять многие недуги.

Второй тип – «нюдндян халта, нююртян герлта эм», или буквально – женщина «с огнем в глазах, с сиянием в лице». Пушкин, проезжая по калмыцкой степи, по видимому встретил именно этот тип калмыцких чаровниц. Вспомним слова поэта об этой калмычке:

…Ровно полчаса,
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.

Третий тип – «кёвлюнг эм», или физически красивая женщина.
Кто живет в калмыкии

И наконец, четвертый тип – «нойхн», женщина, умеющая красиво и нарядно одеваться.
Кто живет в калмыкии
Аргунов И.П. Портрет калмычки Аннушки

Эта классификация лишний раз подтверждает ту безусловную истину, что некрасивых женщин практически не существует.

Источник: sergeytsvetkov.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.