Растения республики алтай


Археологические раскопки убедительно доказывают, что лекарственные растения известны на Горном Алтае уже более 5 тысяч лет. Остатки засушенных лекарственных растений (полынь, курильский чай, конопля, чабрец, корни пиона) и специальная посуда для их варки и растирания встречаются в курганах вождей и военачальников.

Лекарственные растения Горного Алтая

Книги по лекарственным травам на Руси появились уже в 1306 г. — «Зелейник или Травоврач». В 1588 г. был издан первый официальный российский «Травник» — прообраз будущих фармакопей. Сибирские травы на Руси ценились особенно. Воевода Ромодановский имел указ «собирать зверобой, растущий в Сибири, сушить, размалывать и присылать в Москву по пуду на всякий год».

В 1719 г. по распоряжению Петра I, в том числе и «для изыскания всяких раритетов и аптекарских вещей: трав, цветов, корений, семян, прочих принадлежащих статей в лекарственные составы» в Сибирь был направлен Даниил Готлиб Мессершмидт – немецкий медик и ботаник, руководитель первой сибирской научной экспедиции, родоначальник русской археологии, открывший петроглифы. В течение 8 лет он вел эту работу, ее результатом стало описание более  380 видов сибирских растений.


ПервоцветОбширную пятитомную «Флору Сибири», в которой описано 1 178 видов сибирских растений, причем 500 из них до того неизвестных, составил Иоганн Георг Гмелин – немецкий естествоиспытатель, состоящий на русской службе, врач, ботаник, этнограф, путешественник, исследователь Сибири и Урала.

Изучением природных богатств Сибири интересовался Ломоносов. Все экспедиции второй половины XVII века проводились на основе его идей и инструкций.

Свой вклад в изучение лекарственных растений внесли декабристы, жившие в Сибири после отбытия каторжных работ. Так, Александра фон Гумбольдта, основоположника географии растительности, немецкого ученого – энциклопедиста, на Алтай сопровождал декабрист Степан Михайлович Семенов. Иван Дмитриевич Якушкин участвовал в сборе материалов о лекарственных растениях для экспедиции Александра Федоровича Миддендорфа, российского путешественника, географа, ботаника, основоположника мерзлотоведения. Ипполит Иринархович Завалишин написал книгу о природе Западной Сибири, в которую включил сведения о сибирской народной медицине.


БаданБольшое влияние на изучение лекарственных растений Сибири оказали работы Порфирия Никитича Крылова, им были написаны семитомная «Флора Алтая и Томской губернии» и двадцатитомная «Флора Западной Сибири», завершенная после его смерти учениками,  в которых дано описание 1 800 видов растений.

Исследования, проведенные по инициативе WWF (Всемирный фонд дикой природы) в рамках программы «Живая планета», выявили около двухсот регионов мира, в которых сосредоточено 95 % всех видов живых организмов Земли, сохранив их, человечество сможет сберечь биологическое разнообразие нашей планеты. Алтай входит в состав этих уникальных регионов мира (Global 200).

На Алтае представлены практически все климатические зоны: тундра, степи, луга, хвойные и лиственные леса, и, конечно же, особая совершенно уникальная зона высокогорных поясов Горного Алтая — альпийские луга. Уникальные черты растительности Горного Алтая сформированы его географическим положением, сложной геологической структурой и многообразием климатических условий.

На территории Алтая произрастает более 2000 видов растений, 660 видов используется человеком, более 100 видов растений эндемики, они встречаются только на Алтае и больше нигде в мире. На Алтае имеется 32 реликтовых вида растений – уникальные живые памятники прошедших геологических эпох.

Самыми известными лекарственными растениями Горного Алтая являются:


Золотой кореньЗолотой корень – Родиола розовая
– адаптоген, практически не уступающий, женьшеню,  повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает память, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям, замедляет процессы старения, нормализует обменные процессы, положительно влияет на функции половых желез и детородных органов, ускоряет процессы заживления ран, травм, переломов костей, эффективен при переутомлении, стрессе, депрессии.

Маралий кореньМаралий корень – Левзея сафлоровидная – адаптоген, повышает работоспособность при физическом и умственном переутомлении, оказывает возбуждающее действие на центральную нервную систему, эффективен при пониженном артериальном давлении, физической и умственной утомляемости, пониженной работоспособности, снижении потенции, функциональном расстройстве нервной системы, а так же при лечении хронического алкоголизма.

Весной олени – маралы подкапывают корни копытами и поедают их, оттого и получило растение свое название – «маралий корень» или «маралова трава».


Красная щеткаКрасная щетка – Родиола четырехраздельная
– адаптоген, повышает жизненные силы организма, способствует его омоложению. Эффективен при онкозаболеваниях. Для мужчин эффективен при аденоме предстательной железы, простатите, ослаблении потенции. Для женщин эффективен при гормональных нарушениях, нарушениях менструального цикла, бесплодии.

Боровая маткаБоровая матка – Ортилия однобокая – адаптоген, оказывает противовоспалительное, противомикробное, противоопухолевое, рассасывающее, обезболивающее и мочегонное действие, способствует поддержанию иммунитета, способствует увеличению функциональную активность матки и придатков, улучшает работу репродуктивной системы женщины в целом. Эффективна при лечении бесплодия.

Конечно, мы представили далеко не все лекарственные растения Горного Алтая, и описали далеко не все оздоровительные и целебные свойства этих растений. Мы только начинаем знакомиться с этим удивительным миром – миром лекарственных растений, уникальной живой аптекой Горного Алтая, данной нам самой Природой для здоровья и активного долголетия!

Еще по теме:

  • Мужской чай из мужской травы — Иван-чай (Кипрей)
  • Чай из бадана — природная аптека с изысканностью пуэра
  • Травяной чай способен заменить поход к психологу
  • Травник
  • Интернет — магазин травяных чаев Горного Алтая

Источник: gornaya-apteka.com

СВЯЩЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И ВОПРОСЫ ИХ ОХРАНЫ

Садукова А.А.,

Мананкова Т.И.

ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет»,

г. Горно-Алтайск

В  Республике  Алтай  проживают  представители  более  80  сеоков  –  родов.  «Соок»  буквально  означает  кость,  поскольку  у  алтайцев  считается,  что  кости  ребенку  дает  отец,  а  плоть  и  волосы  –

мать. Каждый род алтайцев имеет покровительствующее ему божество, называемое тес, священную гору  –  тес-тайга  или  байлу-тайга,  священных  животных  и  птицу,  дерево  или  кустарник,  называемых

байлу-аны, байлу-кужы, байлу-агажы. Существует три основные функции родовых божеств:


1) созидательная – сотворение зародышей всего  живого  на земле:  душ (сус) человека и скота

(тын), а также других животных, птиц, насекомых, растений, деревьев;

2) охранительная;

3) посредническая – заступничество перед другими божествами.

К  родовым  божествам  обращаются  при  переходе  через  высокие  перевалы,  при  переправе  через реки, при внезапном испуге [1].

Кроме  родовых  священных  животных  и  растений  есть  общие  алтайские  тотемные  растения,  к  которым бережно  относятся, почитают и используют в  быту как лечебный, так и пищевой продукт.  К ним относятся: можжевельник, таволга, ива,  береза, тополь лавролистный, кедр сибирский, радиола розовая  (золотой  корень),  радиола четырех-членная,  горноколосник  колючий  (уй  кос),  черемуха, кандык  сибирский,  лилия  кудреватая,  пион  уклоняющийся  (марьин  корень),  лук  алтайский,  лук поникающий  (слизун),  большеголовник,  левзея  сафлоровидная  (маралий  корень),  горькуша обыкновенная  (аркадай),  облепиха,  борщевик  рассеченный  (балдырган),  прострел  раскрытый (коктаман), чий блестящий. Из этих растений занесены в Красную книгу РА (том 1) – радиола розовая, радиола четырехчленная, лук алтайский [2].


Ниже приведѐм краткую характеристику современного использования некоторых видов растений.

У  алтайцев  можжевельник  самое  священное,  почитаемое,  этнически  значимое  растение.

Алтайцы  почитают  и  ценят  можжевельник  (арчын),  верят,  что  он  обладает  особой  чистотой  и священностью.  Зажженной  веточкой  арчына  окуривают  больного  человека,  очищают  жилище, колыбель, очаг; используют при сватовстве и как лекарство.

Береза  (кайын)  популярна  в  алтайской  культуре:  шаманизме,  эпосе,  народном  фольклоре,  повседневной  жизни,  используют  при  свадебных  обрядах.  Ее  считают  священным  деревом,  и привязывают  белые  ленточки  (jалама).  Береза  —  родовое  дерево  алтайских  сеоков:  майман,  иркит,  кыпчак,  комдош.  Вера  в  сакральное  свойство  и  чистоту  березы  с  особой  силой  проявляется  в повседневной  жизни.  Срубают  березу  в  двух  случаях:  с  рождением  ребенка  –  колыбель  для   новорожденного  и  для  проведения  свадьбы.  Но  перед  тем  как  срубить  дерево  человек  просит прощение, окропляет молоком и повязывает белые ленточки.


В культуре алтайцев кедр (моош) – священное, пищевое, используемое в  быту, лекарственное  растение. Особенно кедр почитают алтайские рода: тодош, моол. На кедр тоже привязывают  белые ленточки (jалама). Шишки используют как пищу, а из орехов делают масло.  Из ветвей кедра делают

настой и делают компресс от головной боли.

Кандык  в  рационе  питания  у  алтайцев  играл  большую  роль,  недаром  май  месяц  в  народном  календаре  называется  кандык  ай.  Собирают  растения  ранней  весной,  после  цветения.  Из  луковицы делают  различные  национальные  блюда:  кочо,  тертпек  (лепѐшка).  В  настоящее  время  у  алтайцев кандык  используется  редко,  но  в  национальных  праздниках  блюда  из  кандыка  присутствуют.

Растение заготавливали на зиму и ели целый год.

Лук  алтайский  является  издавна  популярным  продуктом  алтайцев.  В  пищу  употребляются  луковицы, которые отличаются сочным и сладко-ватым вкусом. Лук подают к мясной пище: едят с ним вареное  мясо,  крошат  в  мясной  бульон,  добавляют  в  кровяные  колбасы  (кан),  селезенку.


Морозоустойчивость  растения  позволяет  заготовлять  его  в  значи-тельных  количествах  и  иметь  в рационе  длительное  время.  В  народной  медицине  и  среди  охотников  лук  алтайский  находит применение  как  противоцинготное  средство,  улучшающее  пищеварение  и  возбуж-дающее  аппетит, тонизирующее  и  антимикробное.  Когда  болит  зуб,  лук  поджигают  и  кладут  на  больное  место.  Как  краситель  кожуру  лука  отваривают  и  красят  шерсть  в  светло-желтый  цвет.  Данный  вид  внесен  в Красную книгу Республики Алтай (том 1).

Северные алтайцы черемуху называют чумрут или дикой вишней. Плоды черемухи собирают и  готовят  из  них  в  сочетании  со  сливками  вкусные  курут  (сырчики).  Северные  алтайцы  черемуху заготавливали на зиму. Сушат, перетирают на каменных зернотерках или толкут  в ступках,  косточки выбрасывают.  Полученную  порошкообразную  массу  хранят  в  берестяных  туесах  и  используют  приприготовлении  начинок  пирогов,  смешивают  с  талканом  и  медом.  Как  лекарственное  средство


используют  кору,  плоды  черѐмухи.  Алтайцы  в  бытовых  целях  из  черемухи  делали  веревки,  лыко, получали черемуховые нитки. У алтайцев черемуховый прут составлял основу деревянных капканов, с помощью которых охотились на мелких зверьков.

Местное  население  Горного  Алтая  называет  радиолу  розовую  «золотым  корнем»  за  золотую  окраску  свежесобранных  корневищ,  реже  —  «медвежьей  лапой»  за  своеобразное  щитковидное соцветие,  напоминающее  след  медвежьей  лапы.  В  народной  медицине  Алтая  с  давних  времен корневища  золотого  корня  используют  в  качестве  заварки  для  чая,  а  также  при  заболеваниях желудка,  нервных  болезнях,  надсаде,  золотухе,  при  низком  кровяном  давлении.  В  экологической культуре  алтайцев наблюдалось очень бережное  отношение к растению. Никогда золотой корень не копали  с  целью  наживы,  в  больших  количествах.  Брали  по  необходимости.  Вид  занесен  в  Красную  книгу Республики Алтай (Т.1) [3].

Радиола  четырехчленная,  красная  щетка,  в  традиционном  природопользовании  используется  тоже как лекарственное растение. Еѐ берут только по необходимости для лечения. Это высокогорная

трава — айунын сагалы, по-другому, медвежьи усы. Вид занесен в Красную книгу РА [2].

Таким  образом,  у  алтайцев  тотемные  растения  почитаются  и  ценятся  до  сих  пор.  Среди  священных  животных  родов  являются  марал  —  сеока  телес,  волк  —  кыпчак,  медведь  —  майман, северный олень – у чапты, косуля — кебок и др.

В  алтайский  календарь  вошли  12  животных:  мышь,  корова,  барс,  заяц,  дракон,  змея,  лошадь,  овцы, обезьяна, курица, собака, кабан.

Название  месяцев  года  тоже  связаны  с  названиями  животных:  кочкор  (баран)  —  февраль,  куук  (кукушка)- май, куран (ягненок) — август, сыгын (марал)- сентябрь, с растительным названием только месяц апрель – кандык.

Более  подробно  расскажем  о  барсе,  который  вошел  в  12-цикличный  алтайский  календарь  и  занесен в Красную книгу Республики Алтай (т. 2) и Российской Федерации, как исчезающий вид I категории.

Барс  единственный  вид  своего  рода.  В  настоящее  время  снежный  барс  встречается  в  Красноярском  крае,  в  Тыве  и  в  Республике  Алтай.  Алтайское  название  снежного  барса  –  ирбис.  На Алтае  ирбис  населяет  высокогорье.  Основным  участком  обитания  стал  бассейн  Аргута  и  соседние  хребты – Катунский, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский. Он держится преимущественно в альпийском и субальпийском  поясах.  Общая  численность  вида  в  республике  не  превышает  60-70  особей.

Сокращение численности, а в некоторых местах и полное исчезновение ирбиса связано с освоением горных  пастбищ  отгонным  животноводством  и  с  браконьерством,  которое  стимулируется  высокой рыночной  ценой  и  спросом  на  шкуры  снежного  барса.  Отрицательную  роль  также  играет разорванность  ареала.  На  территории  Республики  Алтай  снежный  барс  охраняется  в  Алтайском заповеднике,  в  Сайлюгемском  национальном  парке,  в  Шавлинском  заказнике  и  на  территории

природного парка «Зона покоя Укок».

Можно сказать еще о северном  олене, который считается священным  животным рода чапты и  занесен  в  Красную  книгу  РА  (т.2),  как  редкий  вид  и  имеет  II  категорию.  Его  ареал  находится  в междуречье Оби и Енисея, в верховьях этих рек, и южная граница образует выступ на запад. Крайняя   западная оконечность этого выступа захватывает северо-восточные окраины Алтайских гор и южные отроги  Абаканского  хребта  и  Салаирского  горного  кряжа.  Алтайское  название  ак-киик.  Наиболее

крупная  по  запасам  группировка  населяет  угодья  по  правобережью  р.  Лебедь  (правый  приток  Бии), преимущественно по  хребту  Бийская грива. Характерной чертой мест  обитания северных оленей на

Алтае является их разнообразие. Они охотно держатся в низкогорной увлажненной черневой тайге по Бийской  гриве  и  в  ее  окрестностях,  встречаются  в  среднегорной  темно-хвойной,  с  преобладанием

кедра, тайге, обычны также в субальпийской и альпийской зонах по Абаканскому и Шапшальскому хребтам.

Основная причина сокращения численности северных оленей на Алтае браконьерство [4].

Запрет  убивать  то  или  иное  животное  не  может  служить  убедительным  аргументом  для  внесения  этого  животного  в  ряд  тотемных,  так  как  все  животные,  птицы,  насекомые  обладают

жизненной  силой  (тын),  а  потому  их  жизнь  равноценна  жизни  человека,  считают  алтайцы.

Немаловажную  роль  в  запрещении  убивать  то  или  иное  животное  и  играли  представления, относившиеся  к  календарю  12-летнего  животного  цикла.  Согласно  этим  представлениям,  человеку

запрещалось  убивать  животное,  под  знаком  которого  он  родился.  Впрочем,  такое  предписание, запрещавшее  представителям  рода  иркит,  притрагиваться  к  внутренностям  заколотого  барана, разделывать  череп  и  вынимать  глаза,  можно  отнести  к  числу  тотемных  запретов.  Покровителем иркитов  считается  также  орел  (муркут).  Полагают,  что  в  случае  опасности  или  болезни  он  создавал человеку «защитный пояс». Роду тонжон оказывает покровительство лошадь, а людям сеок майман –

собака,  у телесов – сыгын (марал). «Своих» животных – покровителей запрещалось убивать, плохое обращение с ними могло навлечь на человека и его потомков гнев и привести к смерти последних [5].

Уникальность тотемных растений Алтая, наличие у каждого сеока своего священного животного  и  почитание  его,  бережное  отношение  к  ним  играет  немаловажную  роль  в  сохранении биоразнообразия на Алтае, благодаря коренным жителям Республики Алтай.

Литература:

1.  Тюхтенева С. Сеоки – родовые связи алтайцев /Наследие народов Российской Федерации. Алтай сокровище культуры. – Новосибирск, 2010. – С. 168-169.

2.  Тотемные растения Алтая. Краткий популярный атлас определитель растений Алтая. — Горно-Алтайск, 2011. – 32 с.

3.  Красная книга Республики Алтай. Растения. Том 1. — Новосибирск, 2007.

4.  Красная книга Республики Алтай. Животные. Том 2. — Новосибирск, 1996. – С. 229-232.

5.  Тюхтенева С. Алтайский календарь // Эпшилер. Женский журнал. — 2008 г., №8. С. 12-19.

http://dis.podelise.ru/text/index-101746.html?page=20

Источник: www.nbra.ru
















Животный мир Алтая (фауна)

Лось, Алтай

Многообразием животного мира Алтайский край обязан наличию степей, лесов и высотных поясов. Здесь встречаются обитатели западносибирской тайги: лось, бурый медведь, росомаха; представители лесов Западной Сибири: кабарга, марал, глухарь, каменная куропатка; животные монгольских степей: тушканчик, сурок-тарбаган. Около 90 видов млекопитающих,более 250 видов птиц проживает на Алтае. Некоторые из них (кот манул, хорь перевязка, журавль красавка и д.) занесены в Красную книгу.

Отличительной особенностью животного мира Алтая является формирование эндемических видов. Типичный эндемик — алтайский крот, он широко распространен и встречается как на равнине, так и в горах.

В таежных массивах повсеместно встречаются бурый медведь и лось. Медведь — всеядный хищник, питающийся мышами, птицей, рыбой, ягодами и грибами, в течение лета кочует из лесов до субальпийских лугов, где его привлекает обилие трав и растений с вкусными целебными корнями. А к осени возвращается обратно в тайгу к ягодам и орехам.

Медведь, Алтай

Сезонные переходы из одной зоны в другую совершают и копытные животные. Лось, косуля, марал, кабарга кочуют из тайги в луга и обратно. Маралы — олени, рога которых по весне содержат ценное вещество пантокрин, уже много лет разводят на мараловодческих фермах в горно-лесных районах края. Все попытки развести маралов в других горных районах России пока не дали хороших результатов.




Марал, Алтай


В лесах Алтая встречаются рысь, барсук, росомаха, горностай, бурундук, белка. Наиболее ценным пушным зверем тайги является соболь. Этот небольшой хищник облюбовал для себя наиболее глухие буреломные места, устраивая гнезда в дуплах старых деревьев.

Другой ценный пушной зверь — лиса. Обитает на равнинной местности. Здесь повсеместно водятся грызуны: хомяки, суслики различных видов, сурки, в засушливых районах степи встречаются тушканчики. Зайцы — русак и беляк — живут в степи и в лесных районах края. Там же можно встретить волка.

Заяц, Алтай


Практически все лесостепные районы, где есть водоемы, являются местом обитания ондатры. Завезенный в двадцатые годы из Северной Америки грызун, имеющий промысловую ценность, успешно акклиматизировался на алтайских землях. А в боровых реках и водоемах Салаира водятся бобры, ареал которых с каждым годом увеличивается.

Птицы, наиболее часто встречающиеся в лесной зоне края — сова, филин, ястреб. Промысловые виды представляют тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Для жизни в лесах хорошо приспособлены кедровки и сойки, клесты, мелкие певчие птички.

В горах обтает хищная крупная птица — орел-беркут. Его добычей служат грызуны — мыши и суслики, сурки. Встречается всюду белая куропатка, она проживает на высотах до трех тысяч метров.

Орел-беркут, Алтай

Степная зона — место обитания хищных птиц: кобчика, пустельги, канюка-сарыча, которые охотятся на мелких полевых грызунов. А на озерах и болотах алтайских равнин живутбекасы, чирки, серые журавли, утки-кряквы, серые гуси, журавли, чайки. На время перелетов в этих местах останавливаются лебеди и северные гуси.

Мир рептилий на Алтае невелик. Основными его представителями являются ядовитая змея — обыкновенный щитомордник, живородящая ящерица, которая водится на всей территории Алтайского края. Возле водоемов встречается обыкновенный уж, в степях и лесостепях водится гадюка степная и обыкновенная. Из пресмыкающихся самым крупным на Алтае считается узорчатый полоз. Его размеры — более метра в длину.

Гадюка, Алтай

Водоемы равнин и горной зоны Алтайского к рая богаты рыбой. В предгорных реках водятся налим и таймень, хариус и ленок, чебак, ерш, пескарь, окунь. В главной реке Алтая Оби обитают стерлядь, лещ, судак и др. Озера равнин богаты карасем, линями, в их водах водятся щуки и окуни.

Источник: www.sites.google.com

Алтай – истинный природный бриллиант. Здесь и степи с высокими травами, и легендарные альпийские луга с серебристыми эдельвейсами, и высокогорные тундры с лишайниками, и болота с зеленым мхом, и заливные луга, и полупустыни и даже ледники. Такое разнообразие природных ландшафтов обеспечивает и огромное видовое многообразие флоры и фауны Горного Алтая.

На Алтае произрастает невероятное количество лекарственных растений. Поскольку Горный Алтай – уникальное экологически чистое место, большинство лекарственных трав здесь можно смело и покупать, и собирать самостоятельно. Многие травники (как профессионалы, так и любители)  каждый год ездят в эко- путешествия по Алтаю для сбора лекарственных растений.

К слову, Алтай славится вкуснейшими травяными чаями и сборами. Коренное население и гости края с удовольствием употребляют их сами, а также в большом количестве везут друзьям и знакомым в качестве замечательных полезных подарков и сувениров.

Какие лекарственные растения растут на Алтае и в Алтайском крае? Всех не перечесть, но назовем хотя бы самые популярные.

Курильский чай. Это кустарник с желтыми цветами. Его соцветия и верхние части веточек идут на приготовление приятного на вкус отвара. Даже само название говорит само за себя – чай.  С древних времен используется в восточной медицине, как средство от заболеваний нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Солодка или лакричник. Корень солодки — известное «дедовское» средство от кашля. Обладает иммуномодулирующими и противовирусными свойствами.Из солодки с давних времен делают такое лакомство, как лакрица. Отсюда и название.

Солодка или лакричник

Пион Марьин Корень. Невероятно красивый крупный красный цветок, произрастающий в дикой природе на Алтае. Где еще можно увидеть такую красоту?Но пион – это еще и лекарственное растение. В Китайской медицине его используют в успокаивающих сборах и противовоспалительных сборах. А в Тибетской медицине марьин корень широко применяется при лечении болезней дыхательных путей, нарушениях жирового обмена.

Пион Марьин Корень

Золотарник или Золотая розга. Золотарник обильно цветет мелкими желтыми цветочками, собранными в пушистые кисти. Раньше из этого растения добывали желтую краску. Соцветия золотарника обладают ярко выраженным противомикробным и противовоспалительным действием. Широко применяется при лечении мочекаменной болезни и других заболеваниях почек и мочеполовых путей.

Бадан или Монгольский чай. Одно из известнейших растений тибетской медицины. По вкусу напоминает черный чай, только чуть вяжущий. Славится своим тонизирующим эффектом.  Для заваривания отвара из бадана используют прошлогодние, почерневшие листья. Бадан – природный антибиотик. Обладает мощным антимикробным действием. Кроме того, бадан – отличный иммуномодулятор.

Множество лекарственных растений растет на просторах Алтайского края и Горного Алтая. Им посвящены медицинские трактаты древних и современных лекарей.Приезжайте отдыхать на Алтай. Эта священная земля щедро поделится с Вами своими богатствами.

Бадан или Монгольский чай

Читать далее о Горном Алтае:

Источник: www.sibalt.ru

Что за чудо – эти цветы Алтая! В марте на Алтае весна делает свои первые шаги. Приходит первое тепло, день удлиняется, оживляются птицы. В апреле сходит снег и появляются первые цветы. Но горный рельеф вносит свои коррективы, проявляется высотная зональность. Весна поднимается в горы шаг за шагом, сливаясь с летом лишь в июле. Для каждой высоты гор характерна своя растительность. Наблюдается и удивительное смешивание видов, поскольку Алтай находится на стыке крупных физико-географических областей — Западно-Сибирской равнины, пояса гор Южной Сибири, Казахстана и Монголии. Все это приводит к разнообразию растительного мира, в том числе и цветов Алтая.
 
На территории Алтая произрастает более 2000 видов растений, более 200 видов эндемики, которые встречаются только на Алтае. Красивых цветов, которые могут заинтересовать нас десятки, если не сотни. Многие из них довольно редки. Важно, что это прекрасные медоносы. Удивительно, что подавляющая часть цветов используются как лекарство. Стоит отметить такие лекарственные растения Алтая как золотой корень, красную щетку, девясил, зверобой, мать-и-мачеху, пустырник и др.
 
В конце апреля на Алтае зацветает маральник — рододендрон Ледебура. Горные склоны, едва тронутые зеленью покрываются ярким фиолетово-розовым ковром. Цветение кустарника длится около недели. Его цветением можно любоваться в Майминском, в Чемальском районах, но больше всего маральника – в Онгудайском районе Республики Алтай. Цветение маральника – практически открывает сезон путешествий по Алтаю.
 
В конце апреля, после схода основного снега на проталинах и полянах появляются первоцветы: сон-трава, кандыки, медуница, хохлатка, ветреница, горицвет, примулы, фиалки. Сон-трава это прострел раскрытый, которую часто называют подснежником. Красивейший, нежный цветок с шестью остроконечными лепестками фиолетовой или сиреневой окраски
 
В календаре алтайского народа апрель называется кандык-ай, что значит месяц кандыка. Его называют алтайским хлебом, поскольку издревле коренья этого растения измельчались в муку, из которой делали лепешки. В переводе на русский язык — кандык — означает «собачий клык», называют его так из-за особенности строения луковицы, напоминающей форму зуба собаки. Лепестки розово-пурпуровые, лилово-розовые, иногда белые.
 
В мае цветут одни из самых примечательных из алтайских цветов – огоньки. Или как правильнее называть эти цветы – купальница. Но массовое цветение, целые оранжевые поля можно увидеть на Алтае в середине июня повыше в горах, когда весна там вступает в свои права. Это субальпийские и альпийские луга.
 
Позже можно увидеть астры, башмачки, лилии, лилии-саранки, водосбор, ирисы, марьин корень, синюху голубую, ромашку. Хотя здесь получается интересный эффект, когда выше в горах весенне цветение плавно входит в лето и можно увидеть в определенной близости и весенние и летние цветы. Хочется выделить, пожалуй самые крупные цветы Алтая — марьин корень или пиона уклоняющегося. Его ярко-розовые бутоны могут достигать 14 см в диаметре.
 
Ну и как не отметить цветы алтайских высокогорий. Эдельвейсы, маки, дриады, камнеломки радуют взгляд там, где зелень начинает уступать место камню и снегу. Эдельвейс для многих стал символом гор. Благодаря древним легендам цветок эдельвейс стал символом верной и преданной любви, храбрости и мужества.
 
Фотографии диких цветов Алтая это замечательный вариант украшения интерьера! Из цветов собираются отличные композиции. Насколько оригинально иметь модульную фотокартину с дикими алтайскими цветами!
 

 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Источник: interier-foto.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.