Разумная оболочка земли


Человек — это животное, призванное стать Богом.

Иоанн Богослов

Термин “ноосфера” был предложен французскими учеными в 1927 г. Э. Леруа (1870- 1954) и П. Тейяром де Шарденом (1881-1955) под влиянием идей В. И. Вернадского, лекции которого о неограниченных возможностях научно-технического прогресса, реальности достижения полной независимости человечества от природы, и перехода его к автотрофности они слушали в Сорбонне.

В развернутом виде представление о ноосфере было дано в книге П. Тейяра де Шардена “Феномен человека”. В ней автор определяет ноосферу как “новый покров”, “мыслящий пласт, который, зародившись в конце третичного периода разворачивается над миром растений и животных — вне биосферы и над ней”. Более глубокое понятие о ноосфере было развито В. И. Вернадским в последние годы жизни в статье “Несколько слов о ноосфере” (1944 г.). Он писал: “Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества, как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера”. Согласно В. И. Вернадскому, ноосфера — это разумно управляемая человеком биосфера.


Ноосфера выходит за пределы земной биосферы в связи с развитием космонавтики. Происходит освоение космического пространства с непредвиденными возможностями. Создается принципиальная возможность создания искусственных биосфер земного типа на других планетах. Жизнь, зародившись в процессе космической эволюции, возвращается в космическое пространство.

Ноосфера — совокупность биосферы и разумной деятельности человечества по преобразованию человека, Земли, Солнечной системы; создание искусственных солнечных систем.

На современном этапе развития земной цивилизации отсутствует, а поскольку характер отношений общества и природы определяется и социальным строем, то сознательное формирование ноосферы органически связано со становлением коммунистического общества как планетарного явления.

Созданное В.И. Вернадским учение о ноосфере получило широкое распространение. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию, мировому сообществу учение Вернадского предложено как основа для всемирной стратегии “устойчивого развития”, направленного на разрешение глобального экологического кризиса, о приближении которого человечество не подозревало ещё 50-60 лет тому назад.


исключено, что этот кризис, если его не удастся предотвратить, приведет к безвозвратному изменению созидательной траектории развития биосферы на разрушительную. Что в свою очередь приведёт к уничтожению человечества. К счастью, как показывает исторический опыт, ноосферогенез напрямую зависит от воли человека. Согласно закону прохождения фаз развития, для становления ноосферы требуется высший, то есть коммунистический уровень развития человечества.

Закон последовательности прохождения фаз развития — биологический закон, согласно которому фазы развития природной системы могут следовать лишь в эволюционно закрепленном порядке: от относительно простого к сложному. При этом возможно убыстрённое прохождение фаз развития или эволюционно закреплённое их выпадение.

В. И. Вернадский решающее значение предавал научному познанию законов организации биосферы, её трансформации под влиянием разумной (природосохраняющей) деятельности человека и сознательной деятельности человечества по ускорению становления ноосферы.

По его мнению, переход в эпоху ноосферы потребует коренной перестройки всего нашего бытия, смену человеческих стандартов и идеалов, в первую очередь — равенство всех людей. Охватывая всю планету как целое, ноосфера по самому своему существу не может быть привилегией какой-либо одной нации или расы, она дело рук и разума всех народов без исключения. “В настоящее время”, — писал В.И. Вернадский, — “идея равенства всего человечества и равноправия черных, желтых, красных и белых рас пустила глубокие корни в общее и научное сознание мира… мирной связью всего человечества на почве экономической и культурной жизни”.


Первая на государственном уровне и целиком укладывавшейся в ноосферные представления Вернадского попытка контроля биосферы человеческим разумом была предпринята в 1948 году в СССР — это так называемый “Сталинский план преобразования природы”.

Источник: compendium.su

Возникновение и эволюция понятия

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое.


гласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L’évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растёт в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l’élan vital).


Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l’élan) и длительности (durée).

Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.

В. И. Вернадский о ноосфере

По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются:

  • расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком»,
  • радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми,
  • создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной», «ганглиевой»),
  • «подъём благосостояния трудящихся» и «победа демократии»,
  • установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом, но и других его форм,
  • учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства,
  • вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой,
  • превращение человечества в «геологическую силу».

Академик утверждал, что эти социальные реформы и катаклизмы сделают «переход к ноосфере» необратимым.

В структуре ноосферы и биосферы Вернадский выделял «семь видов вещества»:

  • живое,
  • биогенное (возникшее из живого),
  • косное (возникшее не из живого),
  • биокосное (частично живое, частично неживое),
  • радиоактивное,
  • атомарно-рассеянное,
  • космическое.

Эта теория получила своё логическое продолжение и развитие в трудах академика Лысенко, а также профессора Лепешинской, расширившей и углубившей учение о «живом веществе». Тем не менее «Теория семи видов вещества» никогда не была принята западным научным сообществом.

Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Иногда Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, иногда — как о неотвратимом будущем. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечал он. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:


  1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
  2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Критика

Если понятие «живое вещество» было принято советской наукой, а понятие «биосфера» иногда встречается даже в пост-советских научных текстах, то понятие «ноосфера» вызывает резкие возражения в научных кругах, а в научных публикациях используется крайне редко. Критики учения о «ноосфере» указывают на то, что оно идеологизированно и носит не научный, а религиозно-философский характер. В частности, биолог Ф. Штильмарк из Института проблем экологии и эволюции РАН считает: «мысли о Ноосфере как Обществе Разума… уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными»[2].

Американский историк природоохраны Д. Винер называет учение о ноосфере «утопической и научно несостоятельной идеей»[3].

Критика «ноосферы» Вернадского дана также в монографии Б. Миркина и Л. Наумовой[4].

Доктор философских наук В. Кутырев считает:


Российский эколог и климатолог А. Поздняков пишет:

На основе учения о «ноосфере» появилось понятие «ноосферизма». Профессор-правовед М. Н. Кузнецов и юрист И.В.Понкин дали заключение «по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма»[7], в котором отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной идеологии», указано на тесные связи «ноосферизма» с оккультно-религиозным учением «русского космизма» и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов. В то же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию Вернадского, поскольку «ноосферизм» является манипуляцией идеями Вернадского и его именем[8][9].

Российский историк и социолог Николай Митрохин называет ноосферологию «сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей личность покойного академика В. Вернадского» и потенциально «самой влиятельной из гражданских религий современной России»[10].

В массовой культуре


  • Широкое значение ноосфера приобрела в серии игр «S.T.A.L.K.E.R.» (в особенности в игре S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля), где вымышленная группировка «О-Сознание», верила в коллективное сознание и работала над способом общения с ноосферой — информационной оболочкой Земли. Работа с ноосферой привела к локальной катастрофе и образованию аномальной Зоны.
  • В научно-фантастическом рассказе Альберта Шатрова «Есть контакт!» (др. название «В контакте») высказывается предположение, что ноосферы планет, населенных гуманоидными существами, каким-то образом общаются между собой, что выражается в наличие на этих планетах явления контактантов.

См. также

  • Тейяр де Шарден, Пьер
  • Точка Омега
  • Синергетика
  • Ноогенез

Источник: dic.academic.ru

Ноосфера («мыслящая оболочка», сфера разума) — выс­шая стадия развития биосферы. Это «сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человече­ская деятельность становится главным, определяющим фак­тором развития» .

Почему возникло понятие «ноосфера»? Оно появилось в связи с оценкой роли человека в эволюции биосферы. Непре­ходящая ценность учения В. И. Вернадского о ноосфере именно в том, что он выявил геологическую роль жизни, живого ве­щества в планетарных процессах, в создании и развитии био­сферы и всего разнообразия живых существ в ней.


еди этих существ он выделил человека как мощную геологическую силу. Эта сила способна оказывать влияние на ход биогеохи­мических и других процессов в охваченной ее воздействием среде Земли и околоземном пространстве (пока «ближний» Космос). Вся эта среда весьма существенно изменяется человеком благодаря его труду. Он способен перестроить ее со­гласно своим представлениям и потребностям, изменить фак­тически ту биосферу, которая складывалась в течение всей геологической истории Земли.

В. И. Вернадский писал, что становление ноосферы «есть не случайное явление на нашей планете», «создание свобод­ного разума», «человеческого гения», а «природное явление, резко материально проявляющееся в своих следствиях в окру­жающей человека среде» (Размышления натуралиста, 1975). Иными словами, ноосфера — окружающая человека среда, в которой природные процессы обмена веществ и энергии кон­тролируются обществом.

Человек, по мнению В. И. Вернадского, является частью биосферы, ее «определенной функцией». Подчеркивая тесную связь человека и природы, он допускал, что предпосылки воз­никновения человеческого разума имели место еще во време­на животных, предшественников Homo sapiens , и проявление его началось миллионы лет назад, в конце третичного перио­да. Но как новая геологическая сила смог проявить себя толь­ко человек.

Воздействие человеческого общества как единого целого на природу по своему характеру резко отличается от воздей­ствий других форм живого вещества. В. И. Вернадский пи­сал: «Раньше организмы влияли на историю тех атомов, ко­торые были нужны им для роста, размножения,- питания, ды­хания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нуж­ные для техники и создания цивилизованных форм жизни», что и изменило «вечный бег геохимических циклов» .

Эти гениальные мысли В. И. Вернадского позволили ря­ду ученых допустить в дальнейшем и такой ход событий в эволюции биосферы, как коэволюцию между человеческим обществом и природной средой, в результате чего и возник­нет ноосфера, но это будет происходить благодаря «новым фор­мам действия живого вещества на обмен атомов живого ве­щества с косной материей». Он считал, что «геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик, и ее строение, — ноо­сферы».

Анализируя представления В. И. Вернадского о ноосфере, Э. В. Гирусов (1986) высказал мнение, что ломка развития че­ловеческой деятельности должна идти не вопреки, а в унисон с организованностью биосферы, ибо человечество, образуя ноо­сферу, всеми своими корнями связано с биосферой. Ноосфе­ра — естественное и необходимое следствие человеческих уси­лий. Это преобразованная людьми биосфера соответственно по­знанным и практически освоенным законам ее строения и раз­вития. Рассматривая такое развитие биосферы в ноосферу с по­зиций системного подхода, можно заключить, что ноосфера — это новое состояние некоторой глобальной суперсистемы как совокупности трех мощных подсистем: «человек», «производ­ство» и «природа», как трех взаимосвязанных элементов при активной роли подсистемы «человек» (Прудников, 1990).

Становление ноосферы, по В. И. Вернадскому, — процесс длительный, но ряд ученых полагают, что человечество уже вступило в период ноосферы, хотя многие считают, что пока об этом говорить рано, так как то, что сейчас происходит во взаимодействии человека и природы, трудно увязать с наступ­лением эпохи разума. Тем не менее прогресс человеческого ра­зума и научной мысли ноосферы налицо: они вышли уже за пределы биосферы Земли, в Космос и глубины литосферы (сверхглубокая Кольская скважина). По мнению многих уче­ных — ноосфера в будущем станет особой областью Солнеч­ной системы. «Биосфера перейдет так или иначе, рано или позд­но в ноосферу… На определенном этапе развития человек вы­нужден взять на себя ответственность за дальнейшую эволю­цию планеты, иначе у него не будет будущего», — утверждал В. И. Вернадский.

 

Источник: ibrain.kz


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.